Накануне Дня знаний на велодроме «Амурский» прошли соревнования по BMX-спорту
Участники и звезды заездов...
Соревнования по велосипедному спорту ВМХ проводились в рамках Всероссийской профилактической акции «Внимание – дети!» и были организованы Управлением ГИБДД УВД по Омской области и Областным отделением Всероссийского общества автомобилистов. Участников собралось так много, что регистрация заняла времени больше, чем предполагалось. В соревнованиях приняли участие более 200 ребят из 12 клубов Омска и Омской области. Перед стартом к участникам соревнований обратился начальник подразделения пропаганды УГИБДД УВД по Омской области подполковник милиции Смирнов Сергей, пожелав им победы в заездах, а также того, чтобы свои лидерские качества они проявляли только на велотреках, были всегда внимательными и осторожными на дорогах. После этого под песню известного певца Алексея Гализдры ребята приступили к разминке. Приятно было видеть на велотреке и совсем еще маленьких спортсменов, даже девчонки с закрученными косичками под шлемами были готовы покорить трассу. Помимо основного этапа соревнований состоялся «элитный» заезд, в котором приняли участие известные мастера спорта, как России, так и международного класса: Павел Романенко, Артем Лужанский, Павел и Иван Костюковы и многие другие.
Желание победить
И вот «летающие мальчики» замирают на старте. Барьер падает, и юные спортсмены устремляются гурьбой вниз. Прыжки, крутые повороты, взлеты, приземления – ничто не может остановить участников, только вперед – к финишу! Уже к первому виражу определяются лидеры, но основная группа и не думает отставать. Заезды следуют один за другим. В результате четвертьфинала и полуфинала в финал выходят лучшие восемь велогонщиков в каждой возрастной группе. Выступающие в соревнованиях девчонки ни в чем не уступали мальчишкам. Хорошие результаты показали Кристина Аникина, Ольга Шабулина, Анастасия Смолина, Екатерина Пенькова и Ксения Балова, а лучшими из лучших стала Мария Иванцова, Елизавета Гончарова, Анастасия Литвинова и Елизавета Лысенко.
По окончании всех заездов прошло торжественное награждение победителей. Начальник подразделения пропаганды Управления ГИБДД УВД по Омской области подполковник Сергей Смирнов лично наградил всех призеров дипломами и призами.
Главное – безопасность
После награждения мне удалось побеседовать с Сергеем Смирновым, который рассказал о роли занятий ребят ВМХ-спортом. - Стоит отметить, что благодаря ВМХ-спорту на улицах города стало меньше неблагополучных ребятишек, ведь велостадионы как магнит притягивают к себе все больше и больше мальчишек и девчонок. От желающих заниматься этим видом спорта – смелых, быстрых и ловких – просто отбоя нет. Обучая детей правильно ориентироваться в сложной дорожной обстановке и строго соблюдать требование Правил дорожного движения, мы тем самым защищаем их от опасности на дороге, ребята становятся более бдительными и дисциплинированными, с уважением относятся к другим участникам дорожного движения. Хотелось бы также отметить, что такие спорт-смены, как мастер спорта международного класса Евгений Комаров, мастера спорта Евгений Жмакин, Сергей Новиков, Павел Романенко, Алексей Феклин, Павел Зубков, прошедшие школу сводного отряда юных инспекторов движения Омской области, оказывают большую помощь сотрудникам Госавтоинспекции, органам образования и областному отделению ВОА в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и воспитании подрастающего поколения в духе законопослушных граждан.Наши юные помощники гордятся тем, что они делают большое и важное дело, знают своих наставников из ГИБДД по именам. А уважительное отношение к людям в форме, олицетворяющим Закон, несомненно, приведет их к осознанной необходимости соблюдения всех правовых норм, следовательно, ребята будут осознанно подходить к вопросу безопасного поведения на дороге.
Светлана Самойлова
Следим за здоровьем аккумулятора
Авторская рубрика автомеханика со стажем Андрея БЕНДИКСА
Ну, вот и дождались, началась весна. Хоть еще не сошел весь снег, в городе начали появляться первые «подснежники»
Весенние хлопоты
Весну автовладельцы встречают с разными эмоциями. Те, кто ездит на своих любимицах круглый год, готовятся к сезонному ТО, «переобуванию» машины, грязи и постоянной мойке. Довольно много автомобилистов зимой ходят пешком, их машины, независимо от условий сезонного хранения, в народе единодушно называют «подснежниками». Существует еще одна довольно обширная категория, хранящая машины в гараже почти весь год и выезжающая на улицы 2-3 раза в год, по большим «праздникам», их в расчет брать не будем.
«Автоподснежниковладелец» сейчас обеспокоенно мечется, не зная, с чего начинать. Одни внимательно осматривают машину и готовятся к техосмотру, другие уже начали подсчитывать «потери» от зимовки и занимаются ремонтом, третьи, бесшабашно надеясь на «авось», оформляют автостраховку и отчаянно выползают на дорогу. Куда и как, это уже отдельный и индивидуальный вопрос. Если человек постоянно ездит на своем автомобиле, он хорошо знает, чего можно ожидать от своего «коня». Большинство же из тех, кто поставил осенью «лошадь» в «стойло», даже не подозревают, чего ей захочется весной.
Берегите печень!
Начнем с самого первого: автомобиль придется как-то заводить. Казалось бы, завести машину проще простого: проверил масло, залил бензин, вставил ключ в замок зажигания, коробку - в положение «нейтраль» и повернул ключ до упора вправо. Все сделано правильно, но стартер только щелкнул и отказался крутить двигатель. Что ж, долго думать о причинах происходящего не будем, а, убедившись, что даже фары светить не хотят, объявим виновником происходящего аккумулятор. В общем, проблем с «подснежниками» бывает много, но проблема аккумулятора может быть актуальна и для автомобиля, который ездит каждый день независимо от погоды и времени года. Вот сегодня мы и вернемся к «накопителям энергии».
Недавно мне задали очень интересный вопрос. Если двигатель – сердце автомобиля, то чем же является аккумулятор? Я довольно долго об этом размышлял, но так и не сумел подобрать аналогию, чаще всего на ум приходила печень. Когда аккумулятор «сел», это похоже на колики. Время перезарядки и выкипания батареи можно сравнить с воспалением и увеличением печени. Ну, а когда уже пластины осыпаются – это явно цирроз. Рассмотрим, как можно заполучить эти «заболевания».
Условия хранения
Если автомобиль зимой не ездит, очень интересно, как его осенью готовят к длительной стоянке. Некоторые просто закрывают гараж и приходят к своей «лошадке» только весной, даже не подозревая, что оставленный на несколько месяцев аккумулятор теперь придется выбросить. Мало того, что существует саморазряд батареи, она может быть не полностью заряжена еще с осени, а степень разряда аккумулятора напрямую связана с плотностью электролита. Электролит представляет собой раствор серной кислоты. Концентрацию можно при желании определить по таблице соотношений с плотностью, но она нам не особенно нужна, нас интересует то, что при малой плотности электролита он может замерзать, а это чревато разрушением корпуса батарей со всеми вытекающими последствиями. Мало того, что при глубоком разряде аккумулятора происходит сульфатация пластин, которая снижает емкость батареи и приводит к осыпанию, потеки элект-ролита весьма агрессивны.
Снимаете аккумулятор и храните его дома? Да, это немного лучше, но утверждать, что его хватит на большее время эксплуатации, опрометчиво. Широко распространено мнение, что если аккумулятор постоянно работает, срок его службы будет дольше, чем если он работает «урывками», непостоянно. Это мнение правильное. Знаю человека, который каждую осень проводит консервацию своего автомобиля, выставляет его на колоды, а аккумулятор приносит домой и постоянно его «тренирует». Для этого он подключил к нему магнитолу и по вечерам ее включает, а раз в неделю устраивает зарядку батареи. Самое интересное, что аккумулятору уже шестой год, и он надеется проездить еще года два-три. Давайте рассмотрим, как правильно заряжать, а иногда и разряжать аккумулятор.
Заряжаем правильно
На аккумуляторе производитель указывает его емкость в ампер-часах. Что это означает? В инструкции написано, что для зарядки батареи необходимо на зарядном устройстве установить ток в 10% от емкости батареи и заряжать ее в течение 10 часов. В принципе, можно дать 5% и ждать 20 часов, а можно ли за 5 часов ее зарядить током в 20% от номинала? В принципе, это возможно, но при быстрой зарядке начнет кипеть электролит, а это не сулит нам ничего хорошего. Скептики могут возразить, что автомобильный генератор во время работы двигателя производит подобные действия. Они почти правы. Дело в том, что, запустив автомобиль, только полный идиот станет жать на «гашетку» до упора и слушать в течение нескольких часов рев двигателя, работающего на «форсаже». Да и регулятор напряжения, если он исправен, не дремлет в такой ситуации. Во время работы двигателя в нормальном режиме генератор будет выдавать ток, который не заряжает аккумулятор (есть и другие потребители), зарядка появится лишь на высоких оборотах. Некоторые утверждают, что чем больше емкость батареи на автомобиле, тем лучше, но они не правы. Если генератор будет устраивать постоянные «голодовки» аккумулятору, будет происходить сульфатация пластин, что вызовет их разрушение и снижение емкости батареи. Давайте поговорим о болезни под названием «сульфатация пластин».
Боремся с сульфатацией
Чтобы понять, что это такое и с чем его едят, вспомним электрохимические процессы, происходящие в аккумуляторе. Когда мы подключаем нагрузку к батарее, пластины, покрытые активным веществом, начинают выдавать ток. При этом активное вещество вступает в химическую реакцию с элект-ролитом, представляющим собой раствор серной кислоты. Результатом этой реакции является не только электрический ток, на поверхности пластин оседает сульфат свинца. Соответственно, уменьшается и концентрация электролита, он «истощается». При зарядке происходит обратный процесс. Но нужно учесть, что в реакцию вступает не только активное вещество. Сульфат свинца создает пленку на поверхности пластин, а это не очень-то растворимая соль, да и не полностью она оседает, часть этой соли откладывается на стенках «банки», некоторая часть просто осыпается с пластин на дно. Чем больше слой этой соли, тем больше вероятность ее осыпания. Что же будет, если пластины покроются сплошным слоем сульфата? Ничего хорошего. Вспомните, что происходит, когда аккумулятор по какой-либо причине окажется «засажен» и простоит без зарядки некоторое время? Правильно, его практически невозможно зарядить, он не «держит» емкость, проще говоря, «умирает». Возникает вопрос: что с этим можно сделать? Скажу сразу, что определить, будет ли жить аккумулятор, практически невозможно. Есть некоторая возможность его «реанимировать», но после этого он уже не будет жить долго и счастливо. Если у вас нет «умного» зарядного устройства, которое в автоматическом режиме позволяет проводить «тренинг» аккумулятора, этот процесс можно произвести самостоятельно.
Заряжаем батарею большим током, при этом, скажу сразу, происходит частичное разрушение пластин. После зарядки подключаем нагрузку, садим батарею до напряжения не ниже 9,6В. Какую нужно брать нагрузку? Сейчас подсчитаем и подберем. Допустим, номинальная емкость батареи 50Ah. Мы должны «посадить» его за 20 часов, соответственно нагрузка должна «забирать» в час 2,5А, но не на всех электропотребителях указан ток, нередко пишут мощность, которая при 12В будет соответствовать 30Вт при требуемом токе. Чаще всего присоединяют лампочку фары, при этом время разрядки сокращается. Напряжение контролировать необходимо, если нет желания совсем выбросить батарею. Лампочка подходит лучше еще по одной причине: как только ее свечение стало тусклым, снова начинают зарядку. Эту операцию необходимо проделать несколько раз, до тех пор, пока аккумулятор не начнет садиться за время, близкое к расчетному (зависит от нагрузки, можете подсчитать сами).
После тренинга батарею заряжают в нормальном режиме и начинают эксплуатировать. Я уже говорил, что эта операция имеет подводные камни. Во время зарядки большим током происходит осыпание шлама и частичное разрушение пластин. Это может привести к «съеданию» пластин, а также к их замыканию горкой осевшей на дно «гадости». Многие, увидев, что электролит помутнел, решают добить батарею промывкой и заменой электролита. Выворачивают пробки из «банок», переворачивают батарею вверх дном над емкостью и сливают все содержимое. Во время такого переворота даже рабочие ранее пластины замыкаются и батарею смело можно выбрасывать.
Среда обитания
Продолжим выяснение причин аккумуляторных недомоганий. Я уже говорил, что если регулятор напряжения неисправен, то это грозит неправильным режимом зарядки-разрядки батареи. Есть еще причины нарушения этого режима. Некоторые автовладельцы пытаются превратить свое средство передвижения в подобие НЛО, навешивают кучу всяких «примочек», «светюлек», «галогенки» в 100Вт, всяческие озонаторы, да мало ли чего еще. Другие устанавливают автоакустику такую, что закрытую машину с поднятыми стеклами слышно в радиусе двух километров. В результате получают недозаряд, да еще и бегут ремонтировать генератор.
На большинстве автомобилей аккумуляторная батарея «прописана» в моторном отсеке, под капотом. Для легковых машин это вполне понятно, в салоне такого соседа терпеть не хочется, в багажнике места жалко, да и провода далеко тянуть нежелательно, под сам автомобиль его не впихнешь. Вот и ютится наш «бедолага» рядом с двигателем. А там ему жарко! Следует учесть еще и тот факт, что его постоянно трясут, а иногда и сильно наклоняют. Вы захотели бы жить долго и счастливо в таких условиях? Вот и аккумулятору быстро надоедают такие прелести жизни. То, что батарея умирает летом, объяснить очень просто: высокая температура заставляет пузырьки газа появляться даже при нормальном режиме зарядки-разрядки, а это не что иное, как кипение. О последствиях кипения я уже говорил.
Экономьте электроэнегрию!
Но почему аккумулятор отказывает зимой? Вполне резонный вопрос. Начнем с того, что при снижении плотности электролита температура его замерзания становится выше (иначе говоря, замерзнет при меньшем морозе), если кто помнит уроки химии в школе, снизится и химическая активность самой кислоты. Именно поэтому перед запуском двигателя зимой рекомендуют предварительно «прогреть» аккумулятор не слишком большой нагрузкой, например, светом фар. В противном случае в «пограничном слое» вокруг пластин будет находиться истощенный электролит, что приведет к резкому падению пускового тока. Вот мы и подошли к тому, что зимой при снижении емкости батареи из-за сульфатации пластин летом довольно-таки сильно снижается пусковой ток. Но стартер проворачивает двигатель с большей нагрузкой, чем летом, ему необходимо «сытное» питание, как спортсмену во время соревнований. Из этого следует, что при запуске двигателя зимой аккумулятор «засаживается» сильнее, а после этого включается дополнительная нагрузка в виде отопителя, подогрева стекол и т. п. Не вдаваясь в подробности подсчетов, скажу ориентировочно, что если зимой с включенным подогревом простоять в пробке около 20 минут, когда двигатель работает на холостых оборотах, это равноценно однократному запуску прогретого двигателя стартером. Не верите? А попробуйте сами включить большую нагрузку и прислушайтесь к оборотам двигателя. Они упадут, следовательно, с зарядкой возникнут еще большие трудности, электроприборы начнут «подъ-едать» аккумулятор.
Кстати, многие замечали, что колдобин зимой на дорогах меньше, их немного выравнивают снег и лед. Летом рытвины и люки на дорогах зияют в полной своей красе, машину потряхивает так, что страдает не только подвеска. В усиленно встряхиваемом аккумуляторе происходит процесс плескания электролита, со дна всплывает сопутствующий мусор, угрожая замыканием пластин, да и температура делает свое черное дело. Что же с этим делать? Для начала хорошо закрепите батарею, чтобы она не летала по всему моторному отсеку, как разъяренная привязанная проводами гарпия. Следите за уровнем электролита и доброкачественной зарядкой. Не забывайте о контактах. Вспомните лозунг: «Экономьте электроэнергию и газ», электричество в машине вовсе не «бесплатное». Помните, что хорошее отношение приятно не только кошке, но и аккумулятору. При бережной и грамотной эксплуатации он прослужит гораздо дольше.
|