2 февраля – День сурка, но где его в Омске найдёшь? О том, какая будет погода, обозреватель «Вечёрки» расспрашивал барсука, ёжиков и метеорологов.
Неведомый зверь
На место пришли едва рассвело. В засаде обычно сидят, но сидеть на снегу – плохая примета. Если пятую точку не отморозишь, то штаны замараешь без вариантов. Мы в приметы не верим, но предпочли постоять. Авось, думали, зверь себя ждать не заставит. Но первым явился не он.
– Чего стоим, мужики? – невысокий худощавый субъект лет пятидесяти свернул с проторенной тропки и двинулся к нам. – Что дают?
Любопытство кошку сгубило, но Кузьмич – так он представился – об этом не знал. Как и о том, что к людям, стоящим в засаде, с вопросами лучше не приставать.
– Тсс! – приложил я палец к губам. – Осторожно, спугнешь!
– Да кого?! – Кузьмич сделал стойку не хуже собаки. – Там же нет никого.
Вот в том-то и дело, что нет. Стоим здесь уже битый час, замерзли, как цуцики, а зверь так и не появился. Спит, наверное, и носа не кажет.
– Медведя, небось, караулите? – подначил Кузьмич. – Бурого али белого?
Мы – люди добрые, поэтому распустили не руки, а языки. Объяснили товарищу, что 2 февраля в Канаде с Америкой празднуют День сурка. Точнее, по его поведению стараются вычислить, какая же будет весна.
– Надо дождаться, когда сурок вылезет из норы, – начал я лекцию, понизив громкость до шепота. – Если он свою тень не заметит и двинет наружу, значит, весна будет ранняя.
– А если заметит? – заинтересовался Кузьмич.
– Тогда испугается и спрячется в норку. В этом случае зима простоит еще шесть недель.
Кузьмич помолчал, почесал свою лысую голову, переваривая услышанное. Впрочем, на это ушло секунд пять, вряд ли больше.
– Но ведь сурки у нас в Омске не водятся, – протянул он задумчиво. – Кого же вы караулите, кто живет в этом домике?
Выслеживая даму
Домик стоял в открытом вольере Детского экоцентра, возле которого мы и организовали засаду. Судя по габаритам, в этой «избушке» спал зверь покрупнее сурка.
– Я так и думал – медведь! – Кузьмич снова начал подкалывать нас. – Вон, на решетке табличка предупреждающая висит.
Она там и правда была. «Внимание! Животное может укусить. Будьте осторожны!» Но о медведях ни слова. Ни о бурых, ни о белых, ни о гималайских. Да и не спят косолапые в домиках.
– Медведей не держим: нельзя, не положено, – пояснила заведующая детским зоопарком экоцентра Евгения КИСТЕНЁВА. – А в том вольере зимует барсук.
Точнее сказать, барсучиха, но это не повод для фамильярности.
– Милка – дама суровая, – предупредила Евгения Николаевна. – К ней в узком месте с голыми ногами лучше не подходить.
А мы и не собирались. Не май на дворе, чтобы по улице без штанов бегать. Нам просто хотелось узнать, какая будет весна.
Махнули, не глядя
Прошло три часа, а барсучиха не появлялась. Мы подустали, и даже наш новый товарищ вроде бы успокоился. Во всяком случае, глупых вопросов не задавал. Как оказалось, все это время Кузьмич размышлял.
– Если сегодня у нас День сурка, то почему мы стоим возле домика с барсучихой? – наконец выдал он на-гора результат своей умственной деятельности. – Ведь эти звери – даже не родственники.
Делать нечего, пришлось объяснять.
– Обычай праздновать День сурка в Северную Америку попал с переселенцами из Евразии, где он назывался Днем барсука, – стал я втолковывать Кузьмичу. – Но в США эти звери не водятся, вот барсукам и подыскали замену – сурков. Так что сегодня мы лишь восстанавливаем историческую традицию, нарушенную еще в XVIII веке.
Жаль только, что Милка об этом не знает. Она так и не вылезла из своего домика. Может быть, нам помогут ежи?
– Хотите подбросить их к барсучихе? – сразу же оживился Кузьмич. – Думаете, поможет?
Я спросил у ежика…
Мы не садисты и мучить Милку не собирались. Как и ежей. Однако эти зверьки могут не хуже сурков с барсуками предсказывать начало весны. Собственно говоря, с них-то все и началось в Древнем Риме. Там на погоду гадали не по суркам и даже не по барсукам – по ежам. Будили несчастных и наблюдали, испугаются они своей тени или нет. И не абы когда – в День ежа, который праздновали 2 февраля.
– Наших ежей мы будить не дадим, – огорчила нас методист экоцентра Галиопи КУЛИКОВА. – Но покажем, где они спят.
Вслед за ней мы прошли к другому вольеру. В нем на снегу лежал небольшой стог сена, и вокруг ни следа.
– Это свидетельствует, что ежи не выходят на улицу, – улыбнулась нам Галиопи Георгиевна. – А под сеном – их дом.
Причем трехэтажный, если, конечно, так можно сказать. Прямо в вольере ежикам вырыли яму, сверху поставили домик и забросали его сеном. Спи не хочу, никакой холод не страшен.
– Они проснутся в апреле, – пояснила нам Куликова. – А еще три наших ежика, которых мы держим в тепле, вовсе не спят.
Как, впрочем, и барсучиха, которая все еще не спешила с нами знакомиться.
«Военная тайна»
Обычно барсуки ложатся в зимнюю спячку уже в ноябре. Но барсук – не медведь, который спит до весны. Вот и Милка периодически вылезала из домика, плотненько ужинала и снова на боковую. Окончательно же она просыпалась лишь в феврале. С этого дня, говорят, и стартует весна.
– Но в этом году барсучиха вообще не легла в зимнюю спячку, – раскрыла «военную тайну» Евгения Кистенёва. – Почему, неизвестно.
Позировать нашему фотокорреспонденту она тоже не очень спешила. Если Милка не выйдет до темноты, то мы не сможем узнать, какая же будет весна. И что тогда делать, как быть?
– Наблюдайте за птицами, – посоветовал нам педагог дополнительного образования Детского экоцентра, известный в городе орнитолог Константин ЯКОВЛЕВ. – Например, за воронами и сороками.
Если они оккупировали помойки или ходят пешком по дорогам и подбирают отбросы, значит, скоро похолодает. Но если птицы играют в воздухе в догонялки, значит, жди потепления.
Глянул по сторонам: вороны играли. Позже мне их прогноз подтвердили синоптики.
– Весной особых сюрпризов погоды не ожидается, – рассказала начальник отдела метеопрогнозов ФГУ «Обь-Иртышское ОГМС» Ольга ДЕМИДОВА. – А в феврале температура будет на два-три градуса выше климатической нормы.
В третьей пятидневке февраля и в отдельные дни третьей декады в Омске пройдет снег разной интенсивности. При этом месячное количество осадков будет в пределах нормы. То есть около 16 миллиметров.
Звучит замечательно, но в любой бочке меда есть своя ложка дегтя. Как пояснила нам Ольга Юрьевна, этот прогноз – предварительный, в нем еще могут быть изменения.
– Поживем – увидим, – философски заметил Кузьмич. – Ждать осталось недолго.
…А Милка из своего домика все-таки вылезла. Правда, лишь вечером, часам к десяти. Жаль, что солнышко к этому времени уже скрылось за горизонтом, и посмотреть, испугалась ли барсучиха собственной тени, мы, увы, не смогли.
***
|