Проекты информационных коммуникационных технологий позволят сократить отставание образовательной системы.
Сегодня, 23 августа, в Омске прошло выездное заседание экспертного совета по информационным технологиям в образовании при Комитете Госдумы РФ. С первых слов докладчиков стало ясно - система образования нуждается в кардинальных изменениях, осуществлять которые необходимо здесь и сейчас.
- В заседании используется термин "породнение университетов", которое мы напрямую перевели на русский язык, - заявил председатель Комитета по образованию при ГД РФ Олег Смолин. - В рамках встречи мы будем говорить о развитии электронного обучения, о smart-обучении, а также объединении образовательных учреждений региона в единый комплекс без разрушения административных границ
Чиновник пояснил, что России необходимо отойти от принципов создания элитарной системы образования, заменив ее новой, ориентированной на всех граждан. По его мнению, ВУЗы пойдут на это добровольно.
Смолин разработал закон, который предполагает развитие электронного обучения по всей стране, причем без привлечения государственных средств. Работа была проведена масштабная - внедрение закона требует внесения 700 поправок в различные нормативные акты.
- Изменится система лицензирования, исчезнут учебники, - пояснил научный руководитель Московского Государственного Университета Экономики, Статистики и Информатики (МЭСИ) Владимир Павлович Тихомиров.
По словам докладчика, в настоящее время в подотчетном ему ВУЗе учатся более 65 тыс. студентов, образование которых не требует государственного финансирования. Все это удалось организовать именно за счет внедрения пресловутых информационных технологий.
В своей долгой речи Тихомиров опирался как на зарубежный опыт, так и на российские проекты. Итогом анализа стал проект Федерального закона, который, по мнению научного руководителя, может быть внесен на рассмотрение Государственной Думы уже этой осенью.
- Любой телефон сейчас коммуницирует с интернетом, - напомнил Тихомиров. - Что это значит? Есть очень интересные оценки Всемирного банка касаемо национального богатства. Природные ресурсы занимают всего пять процентов от его объема, тогда как доля знаний - 77 процентов.
Научный руководитель считает, что развитие информационного общества подошло к тому этапу, когда простое подключение к интернету уже никого не удивляет. Поэтому необходимо объединить высшие и средние образовательные учреждения в единый комплекс, доступ к которому будет у каждого гражданина. Значительным недостатком системы в настоящее время является ее зависимость от книг.
- При всей нашей добросовестной работе посредством книг знания студенческой аудитории подаются с опозданием в 10 лет. Знания в электронном виде никогда не отображаются в книгах. Поэтому лучшие годы молодых людей уходят на то, что им не пригодится, - сделал шокирующее заявление Тихомиров.
Общий смысл будущего законопроекта сводится к идее создания единой образовательной базы, которая будет постоянно дополняться знаниями, непрерывно появляющимися в современной мировой практике. Теперь, когда в России уже произошли первые законодательные изменения, это стало возможно.
- Федеральный закон №11 наконец-то закрепил в Конституции систему электронного образования, - сообщил ректор МЭСИ. - Мы шли к этому 20 лет. Это стало возможно во многом за счет усилий Олега Михайловича (Смолина - ред.). Депутаты из разных комитетов и фракций вместе написали и приняли этот закон.
Планы Тихомирова идут очень далеко. В процессе реализации закона, он предусмотрел создание, так называемого "smart-общества", идею которого активно продвигает Европа, а также концепцию "e-learning", предусматривающую онлайн обучение с учетом малейших изменений в структуре современного знания. Научный руководитель уже выпустил первую книгу по smart-домам, ставшую первой в будущей серии публикаций, среди которых будет и smart-университет.
Данная терминология в России пока что известна плохо. В настоящее время новые подходы только начинают применяться в экономике, тогда как в мире многие страны ставят smat-концепции во главе угла общего развития всех сфер общественной жизни.
Отметим, что омские власти разделяют оптимизм Тихомирова.
- Эта идея уже созрела. Последнее время очень много говорят о необходимости объединения ресурсов для повышения качества образования, - рассказал "Инфоканалу" министр образования Омской области Сергей Алексеев.- Кроме того, эта идея понравилась губернатору Виктору Назарову во время встречи, на которой был и Олег Смолин.
Алексеев считает, что власти смогут объединить ресурсы без административных рычагов. Также "единый университет" должен быть создан без фактического объединения учебных заведений.
По мнению областного чиновника, подключение к сети Интернет - это уже вчерашний день. Сегодня надо внедрять новые инструменты, а также - обязательно обучать персонал.
- Омская область славится мудрыми педагогами, но этого мало, - считает Алексеев. - Необходимо использовать современные, сегодняшние знания.
Министр уверен, что педагоги Омской области готовы к реформам. По его мнению, "все получится, если каждый осознает важность информационных технологий и возьмется решать стоящие перед ним задачи".
|