Всероссийская сельскохозяйственная перепись – это контроль и учёт. А ещё – прогулки на свежем воздухе, удивительные знакомства и романтика с приключениями. Пропустить такое веселье мы не могли.
Рогатый комплимент
Кто куда, а мы на дачу. Точнее, в садоводческое товарищество «Центр», где будем переписывать грядки с морковкой, яблони с грушами и всех встреченных нами козлов.
– Кстати, козел – вовсе не оскорбление, а комплимент для мужчины, – заявила моя сегодняшняя напарница Валентина КУРИЛО. – Ведь это животное – умное и полезное.
Валентина Владимировна знает, что говорит. Сама дачница, она уже много лет разводит рогатых. Сейчас в загоне у женщины два козла и две же козы. Первых она выращивает на мясо, вторые дают молоко. Вот с них и начнем нашу перепись.
Обойти дачу за дачей, расспросить владельцев и все записать – работы впереди много. Впрочем, это неудивительно.
– В Омске около пяти сотен садоводств и товариществ, – пояснила мне контролер Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года по Омской области Ольга АДОВА, которая вместе с нами отправилась по дворам. – А переписчиков всего 32.
За полтора месяца им предстоит прочесать все омские дачи. На территории, которую обслуживает Валентина Курило, 638 участков из 22 дачных кооперативов. Понятно, что ей сейчас не до скуки. Нам, кстати, тоже, коли уж напросились в помощники. Но работы мы не боимся. Главное, чтобы собаки не покусали, как наших более невезучих коллег. Или крестьяне на вилы не подняли, спутав перепись с продразверсткой.
Молчание – золото
Синяя кепка с большим козырьком, синий жилет и опять-таки синий портфель с надписью «Росстат» – нас, переписчиков, видно издалека. К тому же у каждого есть специальное удостоверение, которое мы предъявляем еще на пороге. Но даже корочкам верят не все.
– Не пущу! – загородив мощной грудью калитку, хозяйка фазенды перекрыла единственный путь на участок.
Как позже выяснилось, она приняла Валентину Владимировну за судебного пристава. Боялась, что та будет не переписывать, а описывать дачу с последующим арестом имущества. Банку, что ли, должна?
Общаться с такими людьми тяжело, но и в переписчики абы кого не берут, только после спецподготовки. В том числе по психологии и основам общения, хотя даже это не гарантирует от курьезов.
– Знаю я вас! – заявила хозяйка другого подворья, которая тоже разводит козлов. – Зайдете и сразу найдете здесь какой-нибудь козий грипп, чтобы животных моих отобрать.
Откуда она это взяла, неизвестно. И что прикажете делать в такой ситуации?
– Просто не спорьте, – посоветовала Валентина Курило. – Возбужденный человек вас не слышит, поэтому лучше молчите, пока он не выговорится.
Устал, успокоился – вот тогда можно и объяснить, что мы не хотим никого раскулачивать. А начнешь сразу спорить - вызовут полицейских. Прецеденты имеются, хотя их не так много. Обычно бывает наоборот, переписчикам рады. Работа лишь началась, а сделано уже много.
– Всего за четыре дня переписчиками Омскстата обследовано 32 273 объекта по Омской области, – раскрыла «военную тайну» руководитель управления Федеральной службы государственной статистики по Омской области Елена ШОРИНА. – Это 12 процентов от всех объектов, подлежащих переписи.
Если подробнее, то наши коллеги уже обошли 238 крестьянских хозяйств, 26 530 личных подсобных хозяйств на селе и 3881 – в черте города, а также 1518 участков в 108 садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах.
Мы пока переписали всего два участка, но солнце еще высоко.
Гримасы конверсии
На даче у Валентины ФАДЕЕВОЙ нас встретил бычок из березовых поленьев.
– Его сделал муж, – пояснила хозяйка фазенды. – А фигурки козла и козы к нам переехали из краеведческого музея, где они раньше были на экспозиции.
Живность на этом участке из дерева, но все остальное – самое настоящее. Даже огромный дуб, растущий возле забора.
– Его посадила наша болонка, – улыбнулась Ольга Валерьевна. – Нашла где-то желудь, закопала, а он взял да и вырос.
Дуб мы тоже внесли в наши списки. Туда нужно записывать все кусты и деревья, имеющиеся на даче. Их считают по головам, а вот грядки – квадратными метрами. Позже аналитики выяснят, как омичи используют землю. У некоторых, кстати, на дачах лишь дом да газон. А у других – сорняки.
– Сосед не хочет полоть, – поделился бедой пенсионер Сергей ВШИВЦЕВ, чью дачу мы посетили. – А к нам потом летят семена.
У него самого на участке мы не нашли ни одного сорняка. Зато ягод, фруктов и овощей растет столько, что хоть магазин открывай.
– Огурцы, помидоры, картофель, капуста, морковка, свекла, горох, бобы, сельдерей, кабачки, патиссоны, баклажаны, тыквы, – стала перечислять содержимое грядок жена Сергея Михайловича Светлана ГАЛКИНА. – А еще яблони, виктория, красная, черная и белая смородина, вишня, малина...
У Валентины Курило, наверное, устала рука все это записывать. Меня же заинтересовали две огромные бочки, вкопанные на даче. Снизу потоньше, сверху они расширялись, как перевернутый зонтик. Впечатление, будто в землю воткнулась упавшая с неба ракета.
– А это и есть какие-то части ракеты, – огорошил меня хозяин участка. – Еще в девяностых купил у солдат за сто рублей каждую и приспособил под воду.
Такие вот гримасы конверсии, но в перепись они не вошли. Зато все остальное мы записали с прилежностью первоклассника на диктанте. Позже наши данные вместе с данными других переписчиков обработают специалисты и составят детальную картину развития аграрного сектора в нашей стране. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи станут известны лишь в следующем году.
ЦИФРЫ
– По объему производства сельхозпродукции Омская область заняла в Сибирском федеральном округе второе место и третье – по производству продукции на душу населения;
– по объему производства зерна наш регион стал девятым в России, двенадцатым – по производству молока и двадцатым – мяса в живом весе;
– на Омскую область приходится 2% всей сельхозпродукции, произведенной в России. Это 3,2% общероссийского объема зерна, 2,4% – картофеля, 1,7% – овощей, 2,3% – молока, 1,8% – мяса в живом весе и 2% – яиц.
*
|