Перевод с малайского выполнен В.И. Брагинским
Хамза Фансури родился во второй половине XVI в. в г. Барус (Фансур) на западном побережье Суматры — важном центре богословия, сначала (с VII в.) буддийского, а затем — мусульманского. Не исключено, что именно в этом портовом городе, посещавшемся купцами с Ближнего Востока, Хамза Фансури изучил арабский и персидский языки, а затем отправился в дли¬тельные странствия. Он посетил Багдад — штаб-квартиру суфийского братства кадири, в которое и вступил. Затем совершил хаджж, жил некоторое время в Мекке и Медине и, наконец, отплыл в Кудус— крупный религиозный центр на Северной Яве. Возвратившись в султанат Аче на Северной Суматре, кото¬рому был подчинен Барус, Хамза обосновался в небольшом, затерянном сре¬ди джунглей поселении Шахр-е Ноу (Новый город), в одном дне пути от столицы. Он считал, что обрел здесь истинное бытие, достиг единения с Выш¬ней Истиной — цели суфийского познании,— как бы заново родился, и потому в стихах нередко называл себя «уроженцем двух городов».
Стремясь просветить соотечественников, «не сведущих в арабском и пер¬сидском языках», Хамза Фансури первым создал на малайском языке трак¬таты по суфизму. Самым простым и кратким из них было систематическое ру¬ководство для вступающих на путь — «Напиток влюбленных» («Шараб ал-ашикин»), более сложным — сочинение «Тайны постигших» («Асрар ал-арифин»), построенное как автокомментарий к 15 четверостишиям, предназначен¬ным, в соответствии с традициями мусульманской педагогики, для заучива¬ния наизусть. Именно это сочинение предлагается вниманию читателей.
|