За церковным погостом числилась 391 десятина земли, а за усадьбой – 328 квадратных сажень. Диаконскую землю и часть дьячковской еще со времени упразднения прихода занимал каменный двухэтажный дом бывшего диакона Ивановского монастыря. Домов у недавно назначенного причта еще не было – строить в Белом городе деревянные дома не разрешалось, а сооружать каменные церковнослужители не могли из-за своей бедности, отчего проживали на съемных квартирах, иногда в других приходах.
С 1819 года, то есть со времени возобновления храма, священнослужители получали по 500 рублей в год от прихожанки, бригадирши Дарьи Николаевны Лопухиной. Некоторые средства поступали в качестве процентов с капиталов, положенных в Сохранную казну за поминовение родственников. И все же из-за малоприходства клирики «содержание имели очень посредственное». В приходе было всего 9 дворов и 150 жителей – намного меньше, чем до 1812 года 56. К 1841 году число прихожан существенно увеличилось и составляло 273 человека в 11 дворах. В двух дворах проживали 20 дворян с 42 приказными, в шести – 75 купцов и мещан. Во дворах, где селились солдаты, дворовые и крестьяне, было 111 человек. Кроме того, в одном из дворов проживало 25 раскольников, а еще два двора числились за иноверцами 57. Из дворян здесь проживали Петр и Адриан Федоровичи Лопухины и надворный советник Даниил Ананьевич Счастьев с детьми и крепостными 5. Остальные дворянские усадьбы, как это часто бывало в середине XIX столетия, постепенно занимали купцы со своей родней и работниками.
Современник описывает самоотверженность
К осени следующего, 1824 года иконостас был «исправлен резбою и вновь вызолочен», а в алтаре обновили престол и жертвенник и приготовили для них новые одеяния. Были также приобретены новые священные сосуды, напрестольный крест и Евангелие – все серебряные, вызолоченные, «с финифтяными изображениями» 7°. 19 октября 1824 года Никольский престол был освящен архимандритом Знаменского монастыря Гавриилом 7. В том же году был переложен пол в трапезной храма, а годом раньше на земле, принадлежавшей диакону и причетникам, на средства прихожан, при пособии, выданном из Комиссии духовных училищ, выстроили каменный двухэтажный дом для церковнослужителей .В 1826 году на место умершего настоятеля отца Иоанна, прослужившего в храме тридцать лет, был определен священник Михаил Стефанович Александровский, окончивший Московскую семинарию в 1820 году и служивший до этого диаконом в церкви Смоленской иконы Божией Матери за Смоленскими воротами.
Осенью 1830 года Москву постигло новое испытание – началась эпидемия холеры. «Сам Государь Николай Павлович оказал и в этом случае подвиг бесстрашия, которое действительно всегда в нем было: он прискакал в Москву, в зараженный город», – писал очевидец 74. Присутствие императора укрепило москвичей.
Город был оцеплен и временно разделен на части, в каждой из которых устроили больницу. Такая больница была и в приходе церкви Космы и Дамиана. Современник описывает самоотверженность, с которой москвичи шли помогать стаж душим собратьям.
|