Информационно экономический канал Омской области
Воскресенье, 24.11.2024, 18:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Автомобильное зеркало с регистратором

Статистика
Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Статьи

Главная » Статьи » Публикации » Культура

Предание о рождении ТимураЛегенда, записанная со слов Максум-бобо из Яккабага.

Наверное, это самая удивительная легенда, самое удивительное предание старины глубокой.

В 720 году хиджры царствовал в Бухаре Казан-хан, известный под именем Мелик-шаха. Казан-хан был тиран, жестокий н непредсказуемый. Если он требовал к себе кого-либо из высокопоставленных подданных, то прежде чем отправиться к хану, он составлял духовное завещание. Некоторые жаловались святому шейху, но последний наказывал терпеть. Прознав о популярности шейха, Казан-хан приказал доставить его к себе, говоря: «Зачем оказывают столько почета какому-то нищему?» Посланный, прибыв к ишану-шейху, дрожал от страха и не мог вымолвить ни слова. Наконец он передал повеление. Святой разгневался и послал в ответ хану четверостишие:

Как далеко будет простираться твоя несправедливость?

Ты постоянно унижаешь сердца людей.

Если ты, злодей, не изменишь своего поведения,

То, я говорю тебе, смерть настигнет и покарает тебя.

Передавая это послание посыльному, ишан сказал: «Не вскрывай его, иначе ты ослепнешь». Посыльный был человек сметливый, письма не тронул, передал Казан-хану. Прочитав адресованное ему четверостишие; хан пришел в ярость: «Дерзость этого негодяя не знает пределов!» Он приказал оседлать коня и отправился к шейху с тем, чтобы наказать его. Приближенные отговаривали его, он их не слушал. Шейху доложили о приближении разгневанного хана. Ишан приказал слуге подбросить вверх яблоко. «Сколько оборотов оно сделает в воздухе,— сказал он,— столько мудрости проявит Господь». Он стоял, ожидая прибытия хана, и вдруг подал знак, воскликнув: «Бог велик!» В это время Казан-хан проехал два моста н ступил на третий. Здесь к нему подошел крестьянин, преклонил колени и поднес ему в подарок корзину яблок. Хан, сидя на лошади, выбрал яблоко покрупнее, взял его и стал им играть. Вдруг яблоко выскользнуло из его рук, упало на барабан, лошадь шарахнулась, хан упал и сломал себе шею. Все знали, что это случилось по воле шейха, и все — и простые, и знатные люди — пришли и пали к его ногам. После этого бухарцы долго не могли выбрать себе царя. Некоторые предложили стать царем шейху, но он не согласился. Целый год он жил в мечети Азад-шейх вблизи Бухары. Люди обращались к нему за советом и правосудием. Никто не слышал об исках, никто никого не обижал.

Но царство не могло долго существовать без царя. Люди пришли к шейху и доложили: «Цари-соседи услышали, что в Бухаре нет правителя, и собираются покорить ее. Что Вы на это скажете?» Ишан возвел руки к небу и замер, выслушивая наказ высших сил, затем сказал: «Возьмите мой посох; кому он придется по росту, этого берите в цари, хотя бы он был простым пастухом». Этот совет никого не удовлетворил, люди стояли и ждали пояснения. Ишан сказал: «Идите к Нуратинским горам и зовите Баян кули-хана; кто бы вам ни повстречался, примеряйте ему этот посох». Жители Бухары, горя желанием поскорее иметь царя, взяли посох шейха и обошли область. Всем, кто им встречался, они примеряли посох, но никому он не приходился впору. Они везде справлялись о Баян кули-хане, однако никто ничего о нем не слышал. Судьба же Баян кули-хана сложилась так. Когда дядя его Мелик-шах взошел на престол, хану было 18 лет. Мелик-шах приказал его казнить, но эмиры хорошо ааплатили палачу, и юноша бежал. Блуждая, он пришел к Нуратинским горам. В то время там жило племя Арлат. Однажды хан наблюдал полет коршуна, кружившего высоко в небе. Коршун держал в клюве что-то тяжелое и вдруг выронил этот предмет. Юноша подобрал его. Это был красный кошелек, полный денег. Баян кули-хан пошел с ним в ставку Арлатов. Некий человек узнал кошелек — ибо он принадлежал эмиру Арлатскому. Эмир Муид сказал юноше: «Я совершал омовение у источника и у меня пропал кошелек; вероятно, ты его украл?» Хан рассказал случай с коршуном, но эмир ему не поверил и заточил хана в зиндан. Но и сидя в глубоком зиндане, юноша не открыл тюремщикам своего царского происхождения. Ночью он увидел во сне Шейх ул-аълама, а проснувшись, порвал оковы и убежал. Прибыв в Геугам, он сел под стеною, как чужестранец, и заплакал. Пожилая женщина, муж которой был пастухом, приняла его к себе вместо сына. Через несколько дней муж ее заболел. Хан взял пастушескую палку и целый год ходил за отарой. За этим занятием и застали его люди из Бухары. Они шли, призывая Баян кули-хана. Он удивился, но и тут промолчал. Бухарцы подошли к нему и спросили: «Юноша, не видел ли ты Баян кули-хана?» Он в свою очередь задал им вопрос: «Какое у вас к нему дело?» Они рассказали ему о поручении шейха и дали ему примерить посох, который пришелся ему впору. Они призадумались: как сделать царем пастуха? Но один из них вспомнил: «Шейх сказал нам, что царем должен стать тот, кому подойдет посох, хотя бы он был простым пастухом». Среди бухарцев находился один из нукеров (слуг) Мелик-шаха, который по приказанию последнего семь лет содержал Баян кули-хана в заточении, он узнал хана и пал к его ногам.

Баян кули-хана с почестями привезли в Бухару. Сам шейх выехал ему навстречу. Бухарцы украсили город и посадили хана на бухарский престол. Он правил с такой справедливостью, какая еще не была известна людям, и они не могли нарадоваться. Баян кули-хан процарствовал 30 лет, он был настолько справедлив, что даже не охотился, дабы не обижать птиц и зверей.

Теперь мы дошли до истории Тарагай-Бахадура из рода Караджара. По сообщению сведущих людей, в то время чин визиря более не принадлежал его семейству. Но он был богат и всеми почитаем. Место, где проживал Тарагай, теперь называют в Шахрисабзсе его именем. Семьдесят собак с золотыми ошейниками охраняли его отары. Сам он был человек сильного телосложения, смуглолицый, широкоскулый.

В то время в Бухаре был муллою Садр уш-шариа, автор книги «Шархи викая». Однажды он сидел в кругу учеников, как вдруг подошел странник и сказал: «Отдай замуж твою дочь Некия-бегим, ибо от нее родится сын — покоритель мира». Мулла воскликнул, изумленный: «О дивана (чудак), откуда ты это знаешь?» Он ответил: «Мне известны сокровенные тайны». Садр уш-шариа приказал заключить его в тюрьму, а сам отправился к хану и рассказал об этом происшествии. Хан потребовал странника к себе. Но случилось, что посланные за ним люди, отворив темницу, нашли вместо странника дочь Садр уш-ша¬риа со связанными руками. Люди изумились, а девушка оказалась сумасшедшею и сколько ни читали над нею молитв, не поправлялась. В конце концов ее повезли к Шейх ул-аъламу. Ишан улыбнулся и сказал: «Тот странник был святой дух; от этой девушки родится хороший я доблестный сын». К девушке тут же вернулся рассудок. А ишан объявил: «Я сам выдам замуж эту девушку». Садр уш-шариа ответил с поклоном: «Как вам будет угодно». Когда стало известно, какое будущее уготовано девушке, отовсюду к ней поспешили сваты. Сановники в ученые слали их наперебой. Но шейх неизменно отвергал их предложения. В конце концов люди стали поговаривать, что сам шейх женится на дочери муллы Садр уш-шариа.

Теперь послушайте о Тарагай-Бахадуре. Однажды он охотился в шахрисабзской степи и вспугнул серну. Серна бросилась в суходол п, пробежав через него, скрылась. Неподалеку паслись его овцы. Бахадур взглянул на отару и увидел, что волк разорвал одну овцу. Он пустил в волка стрелу и прогнал его, а затем разбудил задремавшего пастуха. Замахнулся на него, упрекая в нерадении. Пас¬тух сказал: «Не бей меня, эмир, я видел для тебя хороший сон». Бахадур попросил: «Расскажи!» «Я видел,— сказал пастух,— что знатный человек, одетый в зеленое платье, крикнул мне: скажи твоему хозяину, что он отправился к Шейху ул-аъламу и женился на дочери мул¬лы Садр уш-шариа, ибо от них родится сын — покоритель мира». «Ты лжешь со страха»,— упрекнул его Бахадур. "О, Бахадур,— взмолился пастух,— я никогда прежде не слыхал имен Шейха и муллы Садр уш-шариа. Клянусь Богом. Создателем тварей, что это великое предзнаменование!» Бахадур все же хотел полоснуть пастуха нагайкой. Но тут вскочила и залаяла собака пастуха. Бахадуру послышалось, будто она произнесла человеческим голосом: «Он сказал правду». Изумленный, он спросил пас¬туха: «Слышал ли ты это?» «Да,— ответил пастух,— собака подтверждает, что я сказал правду». Тарагай-Баха¬дур поверил пастуху и, приготовив все необходимое, отправился в Бухару.

В Бухаре он направился прямо к Шейху ул-аъламу. Ишан в это время молился. Тарагай-Бахадур сел в кругу суфиев и стал ждать. Шейх заметил прибывшего, поднял голову и сказал: «Привет тебе, отец сахибкирана!»* Прозвище «сахибкиран» ишан дал Тимуру, когда он еще не был зачат, и этот эпитет стал августейшим именем эмира. Тарагай-Бахадур поведал шейху о видении пастуха. Шейх сказал: «Да, сон пастуха верен, я сохранил для тебя Некия-бегим, но так как я дал обет, что прежде должна быть построена мечеть, ты обязан ее построить, дабы обет не был нарушен». Эмир Тарагай с поклоном согласился и нал к ногам шейха. Ишан отпустил своих учеников, задержав Тарагая. Он приказал ему встать и совершить повое омовение. Эмир совершил омовение и молитвенные поклоны. Тогда шейх написал письмо и отдал ему, говоря: «Пойди на загородное кладбище Файз ул-анвар у источника хазрата Ашоба (в то время это кладбище было вне крепости Бухары, Абд ул-Лазиз-хан, сын Убайдуллы-хана, приказал включить его в черту города). Там подойди к могиле ишана и сядь на берегу источника. Ты увидишь, что дверь мечети закрыта. Не бойся и, что бы ни услышал, молчи. Выйдет суфи и поставит перед тобою посуду с пищей. Если она будет растительная, от твоего семени Бог даст тебе сына, который будет силон в шариате. Если же пища будет животная, у тебя родится сын, который запомнится людям развратом и дурными поступками. Съев пищу, передай мою записку суфию. Когда тот войдет в мечеть, иди назад и не оборачивайся. Кто бы тебя ни попросил оглянуться, не слушайся и не оглядывайся, пока не придешь ко мне».

Взяв записку, Тарагай-Бахадур отправился в путь и вскоре достиг кладбища и увидел, что из купола к небесам восходит сияние. Слуха его коснулась приятная мелодия, стоны флейты, лютни и тамбура. Он воскликнул: «Хвала Богу, но что все это значит?» Затем исполнил все то, что ему приказал шейх, и сел близ источника. Дверь отворилась, и вышел суфи в зеленом одеянии со скатертью п похожим на супницу сосудом, который он поставил перед эмиром. Тарагай-Бахадуру сделалось страшно при мысли, что ему придется вкусить запрещенной пиши. В волнении, ни жив ни мертв, он приоткрыл крышку сосуда и увидел, что он полон молока. Он просиял, выпил молоко с удовольствием и, передав записку суфию, пошел обратно. Вдруг он услышал возгласы: «Бог велик, Бог всевышний, нет Бога, кроме Аллаха, Бог велик, хвала Ему!» Эмира объял трепет. В это время он шел через сад Шамс ул-мулона, который теперь называется Намаз-гах. Ему встретился старик, который сказал: «Почему ты не оглянешься? Ты лишаешь себя удивительного зрелища! Надо ли во всем повиноваться шейху?» Бахадур чуть не обернулся. Тут таинственный холодный ветерок коснулся его лица, и Бахадур продолжил путь к шейху не оглядываясь, а старик исчез, словно растаял в воздухе. Придя в мечеть, он поклонился шейху и попросил прощения. Ишап сказал: «Тот старик был дьявол, да будет над ним проклятье Аллаха, а таинственный хладный ветерок был от меня. Если бы я не предостерег тебя в тот момент, ты бы оглянулся, и погиб бы твой плод. Теперь иди и посмотри сквозь мои пальцы».

Бахадур посмотрел, как попросил шейх, и увидел, что много людей, одетых в белые и зеленые одежды, идут и несут в руках алебастр и кирпич. Шейх сказал, что это таинственные люди. Бахадур спросил: «Кто из них старшина»? «Их старшина умер, и они просили меня принять его обязанности»,— сказал ишан. «Но,— возразил Тарагай-Бахадур,— почти все эти люди мне знакомы, это ремесленники, но их души, полные таинств, не открыты мне». Шейх сказал: «О Тарагай, если бы ты не был отмечен Спасителем, то не мог бы сейчас смотреть па этих почтенных людей». Между тем таинственные люди приблизились к шейху, поклонились, и один из них заговорил: «Когда мы первый раз пришли к Вам, Вы не согласились принять на себя старшинство. Сегодня от Вас пришло письмо, в коем Вы сообщаете, что хотя прежде не помышляли принять старшинство, но ради Бахадура согласились, с условием, чтобы мы к утру выстроили мечеть». Таинственные люди сняли с себя одежды траурные, надели одежду радости и приступили к постройке мечети. К утру поднялся купол, подобный небесному своду из алебастра утра и кирпича солнца. Жители благородной Бухары, увидев этот купол над головою хазр'ата, изумились и отнесли его к числу чудес, сотворенных шейхом. Последний торжественно объявил, что мечеть возведена Тарагай-Бахадуром. Затем он обвенчал Тарагая с Некия-бегим дервишеским браком. И в час Сатурна, когда солнце было в созвездии Козерога, чистая новая жизнь зародилась во чреве молодой жены.

Но этому предшествовало еще одно происшествие. Эмир Казаган имел чин «Эмир улуса», равный нынешнему «аталык». И потому хан бухарский не имел по отношег нию к нему преимуществ, кроме заздравной молитвы и чеканки монеты. Много власти и силы было в руках этого аталыка. Он был ярым соискателем руки Некия-бегим. Он вообразил, что она предназначена для него и лишь по злой воле шейха попала в семью Караджар-Нойона. Он решил идти войной на шейха, хотя хан бухарский был против. Он послал к шейху людей с предложением из¬брать место сражения. Ишан сказал: «Если бы Некия-бегим была предназначена для эмира Казагана, то почему он не пришел за ней раньше, когда девушка была сумасшедшей? Теперь я выдал ее мусульманским браком за Та-рагай-Бахадура, и пусть Казаган испытает в отношении меня все, что в его силах».

Собрав войско, эмир Казаган выступил против шейха. Когда он приблизился к мечети, Бахадур сказал: «Отец мои тоже был эмиром улуса и я желаю сразиться с Казаганом, хотя он и не имеет равных в стрельбе из лука». Ишан отговаривал его. Тарагай-Бахадур настаивал. Тогда шейх сам надел на него боевые доспехи, и он выступил с 400 учениками ишапа против эмира Казагана.

Полуденное солнце светило в лицо эмиру Тарагаю, беспокоя его. Шейх помолился, появилась тучка и прикрыла солнце. Эмир Казагаи сразился с войском Бахадура. Знамя гробницы реяло над головою Тарагая. Все воины последнего были пешие, только сам он бился верхом. Эмир Казаган имел белое знамя, красную одежду и черного коня. Ишан предложил Бахадуру вызвать Казагана па единоборство. Он так и сделал. Они съехались с Казаганом в чистом поле. Стрела эмира попала в правый глаз Бахадура, и он упал с лошади. Казаган спешился, чтобы отрубить ему голову. Суфии криком предупредили шейха. Ишан взял лук и пустил стрелу в Казагана. Стрела, пронзив стену мечети, попала злодею в грудь. Люди, присутствовавшие при этом, удостоверили, что стрела пронзила его сзади и он упал мертвым. А Эмир Тарагай только ослеп на один глаз.

Только после этого прибыл к шейху с извинениями эмир Бухары, Баян кули-хан. Ишан сказал ему: «Ты ни в чем не виноват». А Тарагай-Бахадур увез Некия-бегим в Шахрисабзс.

В том же 735 (1336) году ишан скончался, прожив 115 лет. В это время эмиру Тимуру во чреве матери было шесть месяцев.

Между тем Тарагай-Бахадур ждал в Шахрисабзсе рождения сына.

В это время Баян кули-хан получил известие, что войско Аглана Кашгарского готовится к восстанию, и написал письмо в Шахрисабзс, чтобы набрали войско из барласов и кереев и отправились против Аглана. Кереи были, собственно, тюрки. Когда письмо пришло к эмиру Тарагаю, он поцеловал землю и опоясал себя боевыми доспехами по приказанию хана, своего сюзерена. Старшая жена его, Юкун-ага, была дочерью эмира Казагана, который пал в бою с Тарагай-Бахадуром. Он поручил ей опекать Некиябегим, а сам отправился в Кашгар.

Теперь начинается собственно рассказ о рождении эмира Тимура. Беременность Некия-бегим подходила к концу, но Юкун-хатун таила злобу на Некия-бегим за то, что из-за нее погиб ее отец. Однажды она увидела во сне, что из-под платья Некиябегим взошло солнце, осветило мир и, пройдя с востока на запад, опустилось в Индии, где и осталось. Проснувшись, она догадалась, что сопернице предстоят роды. Она усыпила ее, призвала раба по имени Каидун, доставшегося ей по наследству от отца, и сказала ему: Я владею тайной, хранителем которой хочу сделать тебя, но смотри не выболтай ее». Раб ответил: «Я был верен отцу твоему, верен тебе и тайны твоей не выдам». Она рассказала ему свой сон и спросила, не может ли он справиться у сведущего толкователя, что все это значит. Каидун ответил: «Здесь нет именитых толкователей, но я слыхал, что в Самарканде появился нужный тебе человек по имени Суюлик-ата. Он живет в пещере, и про него говорят, что он разрешает все затруднения людей». Юкун послала раба Суюлику. Когда раб отыскал пещеру отшельника, Суюлик-ата сидел, а множество народу стояло в очереди, так что он только через сутки добрался до провидца. Суюлик-ата был одет в звериную шкуру. Казалось, что он не от мира сего. Раб тайно объяснил ему свое дело. Ата сказал: «Да, в этом году родится ребенок «сахибикран», который будет повелителем мира. Я полагаю, что настало время его появления на свет. От Некия-бегим родится ребенок, потомки которого будут царствовать долгие века, а сам он покорит мир и процарствует 36 лет. Раб положил подарок перед Суюлик-ата, но тот его не принял.

Возвратившись домой, Кайдун поведал обо всем Юкун. Сгорая от зависти, она спросила раба: «Не можешь ли ты околдовать Некия-бегим и убить ее?» Раб отговаривал ее, но безуспешно. Наконец, понимая, что Юкун изведется, но настоит на своем, и не видя другого средства успокоить ее, он согласился. Написал подложное письмо и передал его Некия-бегим. Вот его содержание: «От отца твоего, Садр уш-шариа. О дочь моя! Знай, что если ты скоро не приедешь, то не увидишь меня вовеки, мне немного оста¬лось жить». Некия-бегим поспешила к Юкун, объяснила ей, в чем дело и попросила дозволения уехать. Старшая жена отпустила ее в сопровождении двух служанок, а вслед за ними отправила раба Каидуна. Кайдун вскоре догнал царицу, убил обеих служанок и занес нож над несчастной женщиной. Некия-бегим взмолилась: «Дедуш¬ка, какой прок тебе в моей смерти? Во чреве моем ребенок недоношенный, он разве виноват?» Раб ответил: «Нз-за него я и убыо тебя. Он — будущий покоритель мира, он прольет море крови... И он ударил Некия-бегим мечом. Раненная, она кинулась в колодец. Раб наклонился над колодцем и крикнул, чтобы она скорее вылезала. Бедная женщина застонала. Вдруг, по счастью эмира Тимура, блеснула молния и поразила раба в грудь, перерезав его пополам. Царица хотя и избавилась от преследователя, но не могла выйти из колодца, который был сухим. Мимо шел пастух, который, услышав крики, бросил в колодец веревку в вытащил царицу. Увидев перед собою женщину необычайной красоты, пастух осведомился, как она оказалась в колодце. Некия-бегим ответила: «Я из племени аймаков. Мы проходили здесь ночью, и я по неожиданности упала в колодец. Этот мертвый — мой муж, его убила молния».

Пастухом овладела страсть, и он подступил к Некия-бегим, собираясь совершить насилие. Бедная женшина обратилась к Богу. Появился араб, поинтересовался, в чемдело, прогнал пастуха, а затем сказал: «О царица, я — эмир Джану-барлас. Это мой пастух, прости его. Стань моею дочерью, ступай в мой дом, мои дети позаботятся о тебе.Тем временем мы разыщем твоих родных и поручим тебя им».

Некия-бегим разрешилась от бремени ночью в субботу 5-го шабана 735 (20 апреля 1336 г.), во время восхода созвездия Рака, когда солнце было в первой степени Козерога, а луна в 29-й степени Водолея, и когда оба эти светила были в связи. Последнее обстоятельство толкуется так: когда все семь планет сблизятся с восходящим Раком в зодиаке Козерога, то ребенок, родившийся в это время, будет счастлив, ибо в такой час Господь сотворил мир. Летописец Тамерлана Шарафитдин Али Йазди сообщает в «Зафар-намэ», что три ребенка родились при подобном сочетании звезд: Искандер Зул-Карнейн (Александр Македонский), Мухаммед (пророк) и эмир Тимур. Каждые 800 лет планеты сближаются под созвездием Козерога.

* Сахибикран — человек, родившийся при особом счастливом сочетании Козерога и Сатурна.





Категория: Культура | Добавил: Редактор (19.07.2016)
Просмотров: 681 | Теги: Материал недоступен для просмотра | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Читайте так же:

Омские полицейские будут отдельно рассматривать уголовные дела своих коллег

На «МИК-2012» обсудят вопросы компьютерной грамотности населения

Явлинского не устраивает глава омского «Яблока»

Мамонтов оставляет карьеру врача, чтобы стать профессиональным политиком

Пенсионерка из Омской области продавала жидкость для розжига вместо водки

Россию на конкурсе «Евровидение-2012» будут представлять бурановские бабки

В Омской области с начала года объем строительных работ составил 5 млрд руб

Омские дизайнеры поборются за звание лучшего

Мираф-Банк запустил зарплатный проект

Омское УФАС усомнилось в лидерстве такси «Go!Garin»

В Омске кардинально реконструируют детскую больницу №3

Минэкономики огласило топ-рейтинг районов Омской области

На праздники в Омске состоится массовый велопробег

Омич упал с семиметрового рекламного щита после удара током

Валуев заставит омичей бросить курить

В Омске разгорелся крупный скандал вокруг замены лифтов

Омские таможенники задержали незаконные Ferrari и Audi

Президент Медведев предложил в качестве губернатора Омской области Виктора Назарова

РЭК Омской области утвердила новые ставки для проведения технической инвентаризации жилфонда

Абрамович потратил на «Арену-Омск» 70 миллионов долларов

 


фитнес-браслет Xiaomi Mi Band 5


Поиск
Вход на сайт