Кроме того, по инициативе старосты Боткина было решено изменить интерьер храма в целом, приблизив его к вкусам середины XIX века. В 1855 году московский цеховой Ф. Н. Кудрявцев приступил к написанию тринадцати клейм на евангельские и агиографические сюжеты на стенах теплых приделов святителя Николая и Космы и Дамиана. Ему же были заказаны и образы для новых иконостасов в этих приделах. Одновременно начались работы в главном храме, которые осуществлялись на средства А. Л. Куманина. Первоначально предполагалось лишь промыть существующую настенную роспись и заменить обветшавшую резьбу на иконостасе, однако в процессе работы задачи изменились, и в итоге здесь был устроен совершенно новый иконостас по рисунку известного художника Д.А. Шера. Небольшие размеры
храма и его форма в виде ротонды определили сложную композицию этого иконостаса. По своей стилистике он типичен для середины XIX столетия и сочетает в себе барочные формы (витые колонны с виноградной лозой, гирлянды вокруг икон праздничного цикла в круглых медальонах) и элементы псевдорусского стиля (килевидное завершение киотов икон Страстного цикла в верхнем ряду иконостаса).
В заключение П. П. Боткин заказал на свои средства металлические посеребренные хоругви ко всем обновленным приделам, а также паникадило для трапезной.
Новые паникадило, семисвечник, бронзовые решетки для солеи были установлены в храме Спасителя Исцелителя расслабленного в 1857 году.
Новые системы воспитания
Новые системы воспитания и образования, чрезвычайно занимавшие Бецкого, не могли не заинтересовать и Екатерину 11, которая стремилась снискать себе славу человеколюбивой, доброй и просвещенной монархини, разработать и воплотить в жизнь идеи «просвещенного абсолютизма». В 1763 году «друг человечества», как называли Бецкого, преподнес императрице «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», предполагавшее создание в Москве и Петербурге целой сети новых закрытых учебных заведений, в том числе и воспитательных домов.
1 сентября 1763 года Екатерина подписала «Манифест об учреждении в Москве. Воспитательного дома для приносных детей с особливым госпиталем сирым и неимущим родительницам». План его устройства – от выбора места до мельчайших деталей воспитательной системы – подробнейшим образом разработал и изложил Бецкой. Романтик-утопист, он был убежден, что из помещенных в тепличные условия подкидышей, невзирая на наследственность, можно воспитать необходимых развивающемуся государству честных чиновников, врачей, учителей, ученых, художников и артистов, механиков, мастеров и мастериц разного профиля, домашних учительниц, хорошо вышколенную прислугу, – одним словом, создать средний класс из честных и образованных граждан.
|