В 1681 году здесь был погребен Петр Евсеевич Паюсов, «а по нем внучата его Наталья, София, Иоанн, Максим, Анастасия, Василиса, Григорий, Татиана, Анна, Петр, Иродион». Последним в семейном склепе похоронили Ивана Петровича Паюсова в 1705 году14. Паюсовы жили на проезде вдоль Белого города, рядом с братьями Фустовыми, Загряжскими и Вердеревскими. Кроме них в приходе обитали семьи Ловчиковых, Офросимовых и Волконских. На берегу реки Рачки стояли кузницы.
Все знатные прихожане, по-видимому, в какой-то мере участвовали в строительстве нового храма. Нижняя теплая церковь во имя Трех Святителей с приделом мучеников Флора и Лавра была освящена в 1670 году, а верхняя, холодная, во имя Святой Троицы, – 3 сентября 1674 года 5. Эти сведения, содержащиеся прежде всего в известном труде А. Ф. Малиновского «Обозрение Москвы», почерпнуты из неизвестных нам источников. Однако нельзя сомневаться в том, что каменный храм уже существовал в 1678/79 году, когда была составлена зафиксировавшая этот факт писцовая книга 1б. Таким образом, достоверно известно лишь то, что церковь возвели между 1657 и 1678/79 годами.
Кирпичный храм на Кулишках принадлежит к немногочисленной группе московских церквей XVII века с асимметричной постановкой колокольни (в данном случае в северо-западном углу). В этой же местности сохранилось еще два храма с угловой колокольней – князя Владимира в Старых Садех и Всех Святых на Кулишках.
Кладбище Ивановского монастыря
Тем не менее на протяжении XVIII столетия многие княжеские и дворянские семьи были по- прежнему связаны с монастырем и, в частности, продолжали совершать погребения на монастырском кладбище. А. Ф. Малиновскому удалось списать небольшое число эпитафий, в основном с плит, вставленных в стены соборной церкви, и с немногочисленных надгробий, уцелевших рядом с ней, после того как Петр 1 своим указом повелел убрать надгробия с городских погостов. Поэтому мы можем лишь приблизительно представить себе круг лиц, которых хоронили в монастыре. Среди них были и члены семей, перечисленных Малиновским в его выписках из монастырского Синодика – князья Волконские щ, Глебовы 24, Ознобишины 25 и Окуньковы. Кроме того, у собора были похоронены: княгиня И. С. Шаховская, Парасковия Борисовна Нащокина (видимо, это была упоминавшаяся в описи 1701 года вкладчица вдова Парасковия Ордын-Нащокина), Ксения Бутурлина, схимница Капитолина Свиязева, княгиня Щербатова, Пелагея Хомутова и другие. На кладбище Ивановского монастыря погребали и членов семьи Волынских, упомянутой в Синодике.
Тем не менее переезд двора в Санкт-Петербург, а также секуляризация государственной жизни, последовательно проводимая Петром 1 и его преемниками, постепенно отдалили знатные семейства от Ивановского монастыря и изменили круг его вкладчиков. Перемены в жизни обители стали особенно заметны в первые десятилетия XVIII века, когда ее средства были в основном ограничены ругой, получаемой из Коллегии экономии.
|