С 1721 года в приходе жил подьячий Сибирской губернии (китайского торгового каравана) Меркул Васильевич Васильев с женой Софьей Ивановной.
В остальных дворах жили многочисленные служители и дворовые люди: полковника Михаила Ивановича Бобрищева-Пушкина, поручика Петра Матвеевича Колычева, вдовы стольника Леонтия Яковлева Фотиньи Григорьевой, лейтенанта Бориса Степановича Загряжского, поручика Степана Алексеевича Литвинова, генерала Александра Борисовича Бутурлина, стольника Федора Григорьевича Ляпунова, князя Петра Ульяновича Волконского, князя Андрея Ивановича Мещерского и рязанского помещика Михаила Васильевича Фролова-Багреева. При домовой Казанской церкви графа Петра Ивановича Головина находился священник Иосиф Васильев, 6з лет 18.
Во время пожара 1737 года храм у Яузских ворот не пострадал, хотя некоторые приходские дворы сгорели. В 1744 году после кончины отца Федора Саввина, прослужившего в Петропавловском храме более 25 лет, настоятелем стал священник Максим Ильин. Его жена Федосья Корнильевна была дочерью священника «Страстного монастыря придела святого Алексия, человека Божия, что на вратах» Корнилия Федорова. На следующий год отец Максим купил священнический двор у сына умершего настоятеля, Алексея Федоровича, дьячка Петропавловской церкви.
Храм во имя святых Флора и Лавра
Упомянутую в духовной грамоте церковь Параскевы Пятницы идентифицировать сложнее, поскольку подобные посвящения в Москве были достаточно распространены. Это могла быть и церковь у Флоровских ворот в Китай-городе, и церковь у Старых Поль, или у Житнова двора, и, наконец, церковь Параскевы Пятницы на Кулишках, также существовавшая до пожара 1547 года. Сооружение храмов во имя Параскевы Пятницы в средневековых городах часто связывают с торгом. Примечательно, что церковь Параскевы Пятницы на Кулишках действительно находилась напротив Соляного рыбного двора, показанного на Петровом плане Москвы конца XVI века. Однако неизвестно, существовал ли этот торг на Кулишках в XV веке.
Первые летописные упоминания о стоявших на Кулишках церквях относятся ко второй половине XV века. Так, под 1468 и 1472 годом летопись говорит о существовании на Востром конце двух храмов: Воздвижения Креста Господня и Космы и Дамиана. Церковь Всех Святых на Кулишках впервые упоминается в описании пожара 1488 года. Наконец, в 1493 году, перечисляя части города и загородья, сгоревшие при следующем пожаре, летопись называет церковь Николы Подкопаева «под конюшней». Последнее упоминание позволяет достаточно уверенно предполагать, что к этому времени при самих конюшнях уже существовал храм во имя святых Флора и Лавра, которым молились о сохранении домашних животных и прежде всего коней.
|