Первое документальное упоминание о каменном Рождественском храме с кладбищем относится к 1656-1657 годам4. Кладбище к тому времени уже было тесно, и пустых мест на нем не было. На церковной земле близ кладбища располагались дворы священника и пономаря.
В 1654 году служившему во храме попу Василию была дана благословенная грамота – видимо, о положении новых одежд на престол и об освящении церкви 5.
Тем не менее каменная церковь могла быть возведена задолго до этого времени. Из дела «Об отпуске железа на постройку каменной церкви Рождества Богородицы что на Кулиш-
ках» 1711 года следует, что к тому времени она «обветшала и обнизела, для того, что зделана поземная и двери церковные землею в равенстве, а олтарь обложением зделан мал» 6. Прихожане храма и «боголюбивые люди» начали строить ее вновь, но из-за малочисленности прихода и его «оскудения» им не хватало денег на приобретение 60 пудов железа. Иерей Алексий Яковлев обратился к царю с просьбой о доставке недостающего железа из Сибирского приказа. В начале следующего года тот же иерей в прошении в Патриарший Казенный приказ писал: «Державный царь государь милостивейший. Церковь Рождества Пресвятыя Богородицы, что на Ку
лишках, ветха и водою подкопает и мала и чтоб ее разобрать и вновь построить, и прибавить в длину и в ширину и в высоту всемилостивейше Государь прошу вашего величества, да повелеть державство ваше благословить Стефану митрополиту Рязанскому и Муромскому ту церковь и олтарь разобрать и вновь построить, и на то строение всякие каменные припасы, песок и известь ставить, и дать благословенную грамоту.
Благовещенский храм Сербского подворья
К тому времени Благовещенский храм Сербского подворья уже занял свое место в церковной жизни Москвы, отчасти благодаря особой благочинности богослужения. Это было замечено уже в 1875 году при втором освящении храма, во время которого хор пел сербским распевом. «Сербский напев, – писали «Московские епархиальные ведомости», – довольно приятен и невольно располагает к молитве, почему в праздничные и воскресные дни храм бывает полон молящихся» 113.
Сербское подворье стало не только представительством православной Сербии в Москве, но и центром славянского движения. После Балканского похода сюда было принесено так называемое Черняевское знамя – стяг русских добровольцев, сражавшихся в сербской армии под предводительством генерала М. Г. Черняева. Каждый год 15 июня здесь служили панихиду в годовщину битвы на Косовом поле. В 1902 году в 20-ю годовщину со дня смерти генерала М. Д. Скобелева в храме была отслужена заупокойная служба. Когда в 1912 году Черногория объявила войну Турции, то на Сербское подворье обратились тысячи добровольцев, желавших отправиться на помощь единоверцам. Сюда стали приносить пожертвования, а 28 сентября в покоях тогдашнего настоятеля, архимандрита Михаила, состоялось собрание нового Славянского комитета, призванного, как и раньше, перед Балканской войной, оказать помощь славянам-единоверцам.
|