На внутреннем рынке страны местечковый протекционизм и устранение иногородних конкурентов уже стали нормой. С чем-то похожим столкнулись несколько омских компаний.
Страшилки для взрослых
«Вся колбаса в регионе – фальсификат!». Подобными заголовками вдруг запестрели страницы газет. Там же указывалось, кто проверял «Докторскую», «Молочную» и полукопченую «Краковскую» – Центр стандартизации и метрологии. Покупатели в магазинах чесали затылки: как теперь жить?! Точнее, что можно есть, а что лучше не пробовать?
Этих людей несложно понять. Мясо, шпик, молоко, сахар, яйца и пряности – вот из чего должны состоять вышеназванные колбасы. А в них нашли сою, крахмал, субпродукты, использование которых не допускается. Бензина в костер разгорающегося скандала добавила начальник отдела стандартизации и оценки соответствия того самого Центра стандартизации и метрологии Татьяна МЕЛЬНИК.
«Еще 10–15 лет назад подозрения на фальсификацию колбасы фиксировались в 40–50 процентах, – заявила она со страниц официального сайта ЦСМ. – Сегодня – уже 100 процентов».
Спешим успокоить: дело было не в Омске. Колбасный скандал охватил Красноярск. Центр стандартизации и метрологии, выдавший на-гора сенсационную информацию, прописан в этом же городе. Как, впрочем, и Татьяна Мельник. Зато среди фирм и компаний, попавших на прицел специалистов из Красноярска, оказалось немало иногородних. Мордовия, Томск, Новосибирск и Хакасия – список можно продолжить.
Есть в нем и омские производители.
Однако, тенденция…
«Омский бекон» завалил колбасой не только наши прилавки. На красноярском рынке он лидер по объему продаж. Игрок № 1, как выразился директор этого предприятия Александр КИВИЧ. Можно предположить, что такое вот положение дел пришлось по нраву не всем. В рамках этой гипотезы обвинение омичей в фальсификации колбасы уже не кажется странным.
– Недобросовестная конкуренция, – озвучил одну из гуляющих по городу версий Александр Александрович. – Или просто ошиблись во время исследования, ведь никого за руку не поймали.
Как оказалось, такие «ошибки» в Красноярске не редкость. Продукция наших производителей, до этого без проблем проходившая все местные и федеральные проверки, вдруг объявляется фальсификатом. К примеру, мороженое, которое привезли в Красноярск омичи. Можно предположить, что кто-то не захотел пускать его на местный рынок. Во всяком случае, директор омской фабрики «Инмарко» Андрей СЕМЁНОВ не исключает такой вероятности.
И не он один.
Доверяй, но проверяй
Любинскую сгущенку знают, наверное, все. И не только в Омске.
– Наша продукция есть в каждом городе, – заявил начальник отдела продаж ЗАО «Любинский молочно-консервный комбинат» Владимир СМИРНОВ. – Во всяком случае, от Урала и до Дальнего Востока.
Лишь в Красноярске этой сгущенке вдруг объявили войну. Ну не понравилась она кое-кому, разлюбили. Как сообщили в Красноярском ЦСМ, сняли «с рейтинговой оценки за грубые нарушения».
– В нашей сгущенке нашли какие-то темные точки, – пояснила заведующая производственной лабораторией комбината Валентина ВАЛЬТЕР. – Только это – неправда!
Доказать свою правоту в такой ситуации крайне сложно. О результатах проверки изготовителю зачастую сообщают лишь по истечении срока годности продукта, когда уже нет возможности провести альтернативную экспертизу. Но в этот раз все обернулось иначе.
– На случай подобных претензий у нас с каждой партии всегда оставляют контрольные образцы, – раскрыла «военную тайну» Валентина Николаевна. – Мы сдали их на исследование в аккредитованную лабораторию.
Там, разумеется, не подтвердили «диагноз», поставленный в Красноярске. Наоборот, сообщили, что сгущенка – хорошая, качественная и соответствует всем нормативам.
Но зачем же тогда ее – как, впрочем, и другие продукты из нашего региона – обозвали фальсификатом?
Ищи, кому выгодно
С одной стороны, в поддержке местных производителей нет ничего криминального. С другой же – она не должна превращаться в охоту на ведьм. То есть на иногородних производителей, чтобы не лезли в чужой огород.
А тех, кто все-таки лезет, наказывают. Способов – миллион и маленькая тележка. Один из них – обозвать фальсифицированными продукты чужих компаний и фирм. То есть подделкой под настоящие.
– Таким образом создают отрицательный имидж для чужаков, – пояснил председатель Омского союза потребителей «ЩИТ» Евгений РАБИНОВИЧ. – Надо ли говорить, что после этого покупатели объявляют их товарам бойкот?
Министр промышленности, энергетики и торговли Красноярского края Анатолий ЦЫКАЛОВ уже отчитался, что доля продукции местных сельхозпроизводителей на полках красноярских же магазинов существенно выросла. Если точнее, то почти вдвое, с 18 до 35 процентов. Но как, почему?
– Возможно, процентный рост обеспечили за счет уменьшения поставок из других регионов, – прокомментировал Евгений Рабинович, – так как в крае не сообщали об увеличении производства продуктов.
Ищи, кому выгодно, говорили в таких случаях в древности. Выгоды омских производителей в этом случае нет. Как, впрочем, и покупателей. Они вряд ли выиграют, если в угоду чьим-то амбициям в магазинах сократится ассортимент качественной продукции.
В том числе сделанной в Омске.
КСТАТИ
Кто предупреждён…
Не всегда обвинение в фальсификации может быть проявлением недобросовестной конкуренции. Иногда оно вполне обоснованно. Бизнесмены придумали множество способов обмануть покупателя, чтобы нагреть себе руки.
Например, кофе можно разбавить порошком из корней жареного цикория. Добавляя эту дешевую примесь в напиток, хитромудрые производители снижают его себестоимость и таким образом увеличивают толщину своего кошелька.
В молоко или дорогой алкоголь порошок не добавишь, но эти напитки легко разбавить водой. Ее же, как и рассол, недобросовестные коммерсанты порой вводят шприцем в мясопродукты для увеличения массы.
Другие предприниматели вместо дорогостоящего товара используют тот, что дешевле. Например, в молочной промышленности для экономии они заменяют молочный жир на растительный. Также порой вместо мёда добавляют в продукты кукурузный сироп, фруктозу или тростниковый сахар. А вместо манго, маракуйи и ананасов кладут яблоки. С какой целью, легко догадаться. Для этого же коммерсанты подмешивают в сладкие вина опасное вещество – диэтиленгликоль.
Экспертиза товара их тоже не очень пугает. Предприниматели знают, как выкрутиться без вреда для собственной прибыли. Допустим, тест на содержание белков в белковых продуктах можно легко обмануть, добавив в них меланин, мочевину и другие небелковые азотные вещества.
*
|