Победитель аукциона по приватизации акций ОАО «Омское продовольствие» – ООО «Инвестиционная финансовая группа» – завершил расчет по купле-продаже активов обанкротившейся областной компании. Сами акции обошлись покупателю в 50 млн 800 тыс. рублей, но еще больше ему пришлось заплатить за долги банкрота.
В счет погашения задолженности перед областными минфином и минсельхозпродом Инвестиционная финансовая группа внесла в бюджет 51 млн 717 тыс. рублей, вернула министерству имущественных отношений области 3 миллиона и ЗАО «Вилтамар Агро» – 6,2 млн рублей. На 31 августа назначено судебное заседание по итогам погашения требований к должнику, на котором будет рассмотрен вопрос о завершении внешнего управления в отношении «Омского продовольствия» и оно будет выведено из процедуры банкротства.
**
Приманка для бизнес-туристов
Совместить приятное с полезным, дав дополнительный импульс для роста туризма и экономического потенциала региона, решили в Омской области. Для этого запущен пилотный проект по развитию въездного делового туризма. До конца февраля планируется собрать пакет предложений и разработать основные направления работы в этом направлении.
Для каждого предпринимателя – своя блесна
О необходимости развивать внутренний туризм в Омской области говорят не первый год. И он вяло развивается по утвержденной пару лет назад целевой программе по развитию в регионе культуры и туризма до 2020 года. Разрабатываются новые маршруты, реже появляются инфраструктурные объекты. В прошлом году по известным причинам тема внутреннего туризма в стране вновь в списке приоритетных направлений. А строчки из стихотворения Исаковского «Не нужен мне берег турецкий и Африка мне не нужна» в топе самых цитируемых. Наш регион не стал исключением.
Более того, в Омске решили не ограничиваться традиционными сферами турбизнеса, а стимулировать развитие въездного делового туризма. Инициатором проекта выступило региональное Агентство развития и инвестиций, организовавшее круглый стол по этой теме, в котором приняли участие все заинтересованные стороны, включая представителей бизнес-структур, туристических компаний, городских и областных ведомств.
Нельзя сказать, что бизнес-туризм для Омска – это чистый лист. В принципе с советских времен, даже когда город был закрыт для иностранцев, для vip-гостей, членов иногородних и зарубежных делегаций, которые и тогда приезжали на омские предприятия, устраивалась культурная программа с краеведческими экскурсиями, театрами, банями, охотой, выездами на загородные базы отдыха. Эта традиция сохраняется и сейчас. Но это лишь незначительная часть достаточного большого сегмента делового туризма, который планируется развивать в Омской области.
Иран заинтересовался модой
Но прежде чем удивлять потенциального инвестора, делового партнера туристическими достопримечательностями региона, которых, к слову, не очень много, надо сначала заманить его к нам. Знаменитые пять озер, каторга Достоевского, золото Колчака, Сибирский международный марафон и даже усадьба большереченского Деда Мороза хоть и входят, по версии регионального минкульта, в список лучших омских приманок для иностранных и иногородних туристов, но вряд ли заставят бизнесмена бросить все дела и рвануть в Омск, чтобы налаживать деловые связи, вкладывать средства в региональные проекты. В серьезном бизнесе обычно не путают дело с развлечением. Хотя как интересное сопровождение бизнес-миссий туризм, безусловно, имеет перспективы. Предпринимателям, которые приедут в Омск для деловых контактов, наверное, полезно будет узнать Омскую область и с этой стороны, познакомиться с ее историей, достопримечательностями, культурными традициями, промышленными, аграрными объектами. Интерес к региону – лишний плюс, дополнительный стимул к развитию экономического сотрудничества.
С деловыми партнерами из других регионов надо сначала плотно поработать. Причем желательно на их территории. Показательный в этом плане пример привел генеральный директор АО «Агентство развития и инвестиций Омской области» Вячеслав Федюнин, рассказав, как работали с Ираном. По его словам, когда в Центре поддержке экспорта занялись подготовкой бизнес-миссии омских компаний в Иран, многие сомневались в этом проекте. Спрашивали: зачем нам Иран? Дважды омские предприниматели побывали в Иране, установили деловые контакты. А иранцы – люди прагматичные, они проанализировали экономическую ситуацию в России и поехали в тот регион, который проявляет интерес к их стране.
Планируется, что иранские предприниматели приедут в Омск уже этой весной. Неожиданно для омичей выяснилось, что представители Исламской Республики Иран заинтересованы в развитии индустрии моды и красоты, поэтому свой визит они приурочили к «Фестивалю моды», который пройдет в Омске в начале апреля. Также они намерены изучить опыт работы омских реабилитационных центров по борьбе с наркозависимостью.
Турпакет для бизнеса
Это лишь один удачный пример в сфере въездного делового туризма в регионе, который пока только формируется как отдельное направление турбизнеса, включающее несколько видов от мотивационных, обучающих туров до крупных бизнес-миссий. В этом плане интересны разные сектора регионального туризма: культурно-познавательный, экологический, приключенческий, аграрный, промышленный. При этом во всех сегментах большое значение имеет уровень сервиса, который у нас, мягко говоря, еще далек от международных стандартов. В первую очередь речь идет о размещении туристов. В Омской области более 220 гостиниц, гостевых домов, санаториев, баз отдыха. В последнее время открыто несколько хостелов, мини-отелей, где обслуживание на неплохом уровне, но и перспективы для роста есть.
Еще одна проблема связана с логистикой, транспортной доступностью. По словам начальника управления по развитию туризма минкульта Омской области Олега Федоренко, ни одна иностранная авиакомпания в Омск не летает. Для делового туризма это важно. Кстати, сейчас решается вопрос, чтобы вернуть в Омск китайский рейс. Положительные сдвиги произошли в продвижении региона, обновлен туристический портал Омской области. К марту обстоятельный паспорт региона будет размещен на национальном портале РФ, что добавит плюсов Омской области, в том числе и для развития делового туризма.
На круглом столе решено, что его участники представят по своим бизнес-интересам пакетные предложения, которые Агентство консолидирует и поможет в их реализации на территории региона.
КОММЕНТАРИИ
Юрий ЛОХМАНКИН, директор ООО «Компания «Компас-М»:
– В 90-х годах ряд омских предприятий стал активно развивать международное сотрудничество, их руководители стали совершать деловые поездки за рубеж, чтобы купить технику, оборудование, продукцию. Это «Росар», Агробаза «Сибирская», «Омскдизель», «Мостовик», другие компании. В силу того что нам пришлось с ними заниматься, мы приобрели опыт делового выездного туризма, на основе которого могу сказать, что в деловых поездках культурно-досуговая составляющая уходит на второй план. В общей сумме затрат на деловую поездку эта часть составляет всего 2–3%. Гораздо более серьезные вопросы у наших клиентов, отправляющихся за рубеж, связаны с визовыми документами, скоростью, порядком оформления документов, авиабилетов, организацией встречи, трансферта, размещения и т.д. Говоря о въездном деловом туризме, иностранцы могут столкнуться с массой проблем. Первое – как, где оформить визу в Российскую Федерацию. Сервис у нас отстает, так как нет гостиничной инфраструктуры должного уровня, оставляет желать лучшего транспортная составляющая. Имеет значение даже марка автомобиля, который подается для иностранных туристов. Для развития въездного делового туризма необходимо комплексное решение этих вопросов.
Наталья ТАЛИСМАН, директор благотворительного фонда «Мы изменяем мир»:
– Мы проводили опрос, в ходе которого омичам задавали вопрос: сколько денег вы можете потратить в сутки на отдых в Омской области? Так вот, оказалось, что в сутки среднестатистический омич готов потратить от 2,5 до 8 тысяч рублей на одного человека. В прошлом году мы ездили в Муромцевский район, где общались с представителями туроператоров, теми, кто предлагает туристические услуги. Оказалось, что у них есть предложения от 500 до 1,5 тысячи рублей в сутки. Но есть определенное непонимание, что организация туризма включает, в том числе, и трансферт. Конечно, было бы здорово прокатиться в Муромцевский район на большом комфортабельном автобусе, не замечая плохой дороги. Чтобы три часа в дороге вам было интересно ехать под квалифицированный рассказ о достопримечательностях Омской области. Но у нас пока часто отдых превращается в трудную дорогу туда и обратно.
**
|