Разумеется, излишняя официальность тоже неуместна — она только вредит делу и способствует созданию в коллективе холодной, бюрократической атмосферы. Задача заключается в том, чтобы найти единственно верный в данных конкретных условиях тон общения с коллективом, который органически сочетал бы в себе доброжелательность и деловитость, не допускающую панибратства.
Этот единственно верный тон всегда индивидуален. Руководитель, пользующийся большим личным авторитетом, может находиться в более близких отношениях с людьми: его слова всегда будут звучать для коллектива достаточно весомо. Многое зависит и от особенностей коллектива, сложившихся в нем традиций, индивидуальных особенностей учителей. Встречаются работники (чаще среди молодых), которые простоту и доступность руководителя готовы истолковать как желание находиться «на дружеской ноге». Выбор стиля общения во многом зависит от «внутреннего чутья» руководителя, его эмоциональной и коммуникативной культуры, умения менять форму, тон обращения в зависимости от ситуации, состояния собеседника, его ответных реакций.
Взаимопонимание между руководителями школы зависит от многих факторов. Среди них одно из важных мест занимает умение завучем организовать методическую работу с учителями, его педагогическая компетентность. Завуч, пренебрегающий методической работой,, обычно вызывает неудовольствие директора. Примечательно, что завучи хотя и с удовлетворением отмечают вклад директора в совершенствование методической работы, тем не менее не считают упущением, если директор в этом деле не участвует или участвует мало. Достаточно сказать, что ни один из опрошенных завучей не упрекнул своего директора за то, что он оказывает мало методической помощи учителям.
|