Лица, решающие проблемы, сначала думают, а потом говорят. Когда они помогают разобраться в спорах между сотрудниками, то действуют тактично, справедливо, с должным уважением выслушивая другую сторону.
И наоборот, лица, порождающие проблемы, сами загоняют себя в безвыходное положение. Они слишком много говорят, без всякого основания высказывают обвинения или противоречат самим себе или другим и действуют так, что все это рикошетом возвращается к ним самим.
Если вы по природе стадное существо, то, возможно, не считаете свою болтливость недостатком. Вероятно, вы пришли к убеждению, и вполне обоснованно, что большинству людей нравится ваша личность и что они готовы внимать каждому вашему слову. Опасность возникает, когда вы позволяете себе говорить, не контролируя себя. Даже самые выдающиеся ораторы рискуют утомить своих слушателей или случайно настроить их против себя, заявив что-то для них неприятное. Фактически ситуация такова: вы можете в течение 10 минут быть занимательным собеседником, выдавая самые острые шутки, высказывая самые умные мысли, меткие комментарии и точные замечания. Но если на 11-й минуте вы затронете больное место вашего слушателя, он из всей вашей речи запомнит только это, а все остальное, что вы сказали, из его головы улетучится.
Трехсекундная пауза
Если вы чувствуете, что говорите слишком много, остановитесь, закончив текущее предложение. Мысленно досчитайте до трех. Эта пауза предоставит другим возможность высказаться и не позволит, чтобы вы доминировали в дискуссии. Если три секунды прошли и никто не заговорил, решите для себя: действительно ли они с интересом воспринимают ваши слова или им стало скучно и поэтому они проявляют безразличие. Иногда за эти три секунды вы можете понять, что вы всех заговорили, что люди уже приняли решение и поэтому утратили интерес к вашему выступлению.
|