Информационно экономический канал Омской области
Суббота, 23.11.2024, 20:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Автомобильное зеркало с регистратором

Статистика
Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Статьи

Главная » Статьи » Полезные советы омичам » Полезные советы

Обычаи и традиции якутовМного народов населяют Сибирский край. Один из них проживает в Республике Саха, больше известной под названием Якутия. Якуты распространены также в Эвенкии, областях Иркутска, Хабаровска и Красноярска. Сами они называют себя «сахалар» или краткая форма «саха». Язык якутов принадлежит к тюркской языковой группе, являющейся одной из составляющих алтайской языковой семьи. Жители республики – профессиональные скотоводы, коневоды, охотники и рыбаки. Эти промыслы обеспечивали сахаларам пропитание, пока там не обнаружили залежи алмазов. Теперь в Якутии высокое развитие добывающей промышленности.

Ысыах - праздник кумыса

У саха есть знаменитый праздник кумыса – Ысыах. Его отмечают с приходом летних месяцев. Под открытым небом происходят песни и пляски, культовые поединки борцов. Самым значимым атрибутом праздника, собственно, является «кумыс» – напиток, который готовили из кислого молока кобылы. В якутском названии торжества зашифрованы слова «опрыскивать», «окропить», «сбрызгивать». В эпоху шаманизма якутские шаманы традиционно кропили огонь этим напитком, чтобы ублажить «божеств светлой стороны». Таковыми считались боги плодородия и покровители скотины. Мифология саха повествует об изначальном создании богами коня, потом родились существа вроде кентавров, и только в третьем поколении получились люди.

"Кормление" огня

У пламени было свое божество – Уот-иччитэ, потому действо предполагало «кормление» огня. Таковое происходило в разные дни, не только в великие праздники. Огонь олицетворял чистоту, потому ничего грязного в нем жечь нельзя было. А перед каждой трапезой пламя «угощали» кумысом, обычным молоком и кусочками пищи. Таким образом, выказывали почтение «огненному господину».

Шаманизм и культ огня

Жертву богам плодородия в виде кумыса приносили шаманы. Конечно, далеко не всем было разрешено осуществлять подобное. Среди них были «белые» (айыы-ойууна) и «черные». Обе касты были как белые и черные маги: первые общались со светлыми божествами, вторые были связаны с духами загробного мира, повелителями стихийных бедствий и всего нехорошего. Боялись и уважали тех и других одинаково. Такого же отношения удостаивались и кузнецы, считавшиеся выходцами «из того же гнезда». Это пережиток культа огня: все, кто связан с этой стихией, якобы владеет магическими способностями. А работники кузнечных цехов постоянно имеют дело с пламенем. По якутским поверьям, злая сила боялась стука кузнечного молота, а, следовательно, самих кузнецов. Ведь именно они могли выковать ритуальные украшения для шаманов, отгоняющие духов «нижнего мира».

Лесные божества

А еще существовало божество лесов Бай-Баяная, у которого 10 братьев. Эти духи считались покровителями охоты, рыбалки, собирательства и прочей лесной атрибутики. Отправляясь на охотничий или рыболовный промысел, человек просил у духов благословения, а после окончания рыболовства или охоты, благодарил за помощь и «угощал» божество, бросая в костер часть добычи.

Богиня женского начала Айыысыт

Айыысыт – богиня женского начала. Верили, что ее сила помогает при родах, по ее желанию беременеет женщина. Перед самыми родами Айыысыт приходит в дом верхом на златогривом коне с золотым хвостом. Голова богини увенчана шапкой с рогами, а сама она облачена в меховую рысью доху. Рукавицы ей заменяют рысьи лапы. Из правого сапога торчит стрела, олицетворяющая душу мальчика. Душу девочки символизируют ножницы в левом сапоге. После рождения ребенка покровительница три дня гостит в доме, отгоняя нечистую силу. В течение этих дней богине приносят жертвы, затем устраивают торжественные проводы: обряд проводят только женщины, а мужчинам в такие моменты нельзя находиться в доме.

Танец солнца осуохай

На торжестве кумыса ублажают всех вышеперечисленных божеств, делая в подношения им пищевые жертвы. Завершением праздника становится ритуальный танец «осуохай». Он посвящен небесному светилу, потому исполняется в кругу. Танец солнца исполняют все участники праздника. Каждый район Республики Саха танцует солнечный танец по-своему: бегая по кругу, перемещаясь медленными шагами, держась за руки или под руки. Главное, чтобы соблюдался хоровод, символизирующий солнце. Ритуальный танец призван отблагодарить солнышко за свет и тепло, которым оно одаривает жителей Якутии.





Категория: Полезные советы | Добавил: Администратор (18.07.2016)
Просмотров: 1109 | Теги: промышленность, Хабаровск, форма, Состав, язык, рыбаки, развитие, семья, Народ, профессионализм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Читайте так же:

Омичей приглашают на ночное свидание с книгами

Полежаев призвал омичей идти на выборы мэра

В Омске начали ставить первую новогоднюю елку

Омская мэрия просит Москву поделиться налогами

Тренер «магнитки» неожиданно пропал после игры с «Авангардом»

В Омске построят специальный центр для вундеркиндов

В Омске установят статуи с острова Пасхи

Виктора Бута приговорили к 25 годам тюрьмы и штрафу в 15 миллионов долларов

Омичи удивят немцев брендоваленками

Игроки «Авангарда» одержали командную победу в Матче звезд КХЛ

Завтра стартует избирательная кампания мэра Омска

Червенка стал лучшим нападающим второго круга плей-офф

Кандидат Варламов нашел в Омске серьезные недостатки

Омич получил путевку на Олимпиаду в Лондон

В Омске открылось новое печатное издание

Омские единороссы намерены поддержать Назарова

Семейное подворье попало под раздачу

Омичам начали раздавать Благодатный огонь из Иерусалима

Большереченский зоопарк не может открыть в Омске зоовыставку

В Омске будет организована интернет-трансляция концерта Спивакова

 


фитнес-браслет Xiaomi Mi Band 5


Поиск
Вход на сайт