Информационно экономический канал Омской области
Суббота, 04.10.2025, 00:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Автомобильное зеркало с регистратором

Статистика
Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Статьи

Главная » Статьи » Полезные советы омичам » Полезные советы

Обычаи и традиции якутовМного народов населяют Сибирский край. Один из них проживает в Республике Саха, больше известной под названием Якутия. Якуты распространены также в Эвенкии, областях Иркутска, Хабаровска и Красноярска. Сами они называют себя «сахалар» или краткая форма «саха». Язык якутов принадлежит к тюркской языковой группе, являющейся одной из составляющих алтайской языковой семьи. Жители республики – профессиональные скотоводы, коневоды, охотники и рыбаки. Эти промыслы обеспечивали сахаларам пропитание, пока там не обнаружили залежи алмазов. Теперь в Якутии высокое развитие добывающей промышленности.

Ысыах - праздник кумыса

У саха есть знаменитый праздник кумыса – Ысыах. Его отмечают с приходом летних месяцев. Под открытым небом происходят песни и пляски, культовые поединки борцов. Самым значимым атрибутом праздника, собственно, является «кумыс» – напиток, который готовили из кислого молока кобылы. В якутском названии торжества зашифрованы слова «опрыскивать», «окропить», «сбрызгивать». В эпоху шаманизма якутские шаманы традиционно кропили огонь этим напитком, чтобы ублажить «божеств светлой стороны». Таковыми считались боги плодородия и покровители скотины. Мифология саха повествует об изначальном создании богами коня, потом родились существа вроде кентавров, и только в третьем поколении получились люди.

"Кормление" огня

У пламени было свое божество – Уот-иччитэ, потому действо предполагало «кормление» огня. Таковое происходило в разные дни, не только в великие праздники. Огонь олицетворял чистоту, потому ничего грязного в нем жечь нельзя было. А перед каждой трапезой пламя «угощали» кумысом, обычным молоком и кусочками пищи. Таким образом, выказывали почтение «огненному господину».

Шаманизм и культ огня

Жертву богам плодородия в виде кумыса приносили шаманы. Конечно, далеко не всем было разрешено осуществлять подобное. Среди них были «белые» (айыы-ойууна) и «черные». Обе касты были как белые и черные маги: первые общались со светлыми божествами, вторые были связаны с духами загробного мира, повелителями стихийных бедствий и всего нехорошего. Боялись и уважали тех и других одинаково. Такого же отношения удостаивались и кузнецы, считавшиеся выходцами «из того же гнезда». Это пережиток культа огня: все, кто связан с этой стихией, якобы владеет магическими способностями. А работники кузнечных цехов постоянно имеют дело с пламенем. По якутским поверьям, злая сила боялась стука кузнечного молота, а, следовательно, самих кузнецов. Ведь именно они могли выковать ритуальные украшения для шаманов, отгоняющие духов «нижнего мира».

Лесные божества

А еще существовало божество лесов Бай-Баяная, у которого 10 братьев. Эти духи считались покровителями охоты, рыбалки, собирательства и прочей лесной атрибутики. Отправляясь на охотничий или рыболовный промысел, человек просил у духов благословения, а после окончания рыболовства или охоты, благодарил за помощь и «угощал» божество, бросая в костер часть добычи.

Богиня женского начала Айыысыт

Айыысыт – богиня женского начала. Верили, что ее сила помогает при родах, по ее желанию беременеет женщина. Перед самыми родами Айыысыт приходит в дом верхом на златогривом коне с золотым хвостом. Голова богини увенчана шапкой с рогами, а сама она облачена в меховую рысью доху. Рукавицы ей заменяют рысьи лапы. Из правого сапога торчит стрела, олицетворяющая душу мальчика. Душу девочки символизируют ножницы в левом сапоге. После рождения ребенка покровительница три дня гостит в доме, отгоняя нечистую силу. В течение этих дней богине приносят жертвы, затем устраивают торжественные проводы: обряд проводят только женщины, а мужчинам в такие моменты нельзя находиться в доме.

Танец солнца осуохай

На торжестве кумыса ублажают всех вышеперечисленных божеств, делая в подношения им пищевые жертвы. Завершением праздника становится ритуальный танец «осуохай». Он посвящен небесному светилу, потому исполняется в кругу. Танец солнца исполняют все участники праздника. Каждый район Республики Саха танцует солнечный танец по-своему: бегая по кругу, перемещаясь медленными шагами, держась за руки или под руки. Главное, чтобы соблюдался хоровод, символизирующий солнце. Ритуальный танец призван отблагодарить солнышко за свет и тепло, которым оно одаривает жителей Якутии.





Категория: Полезные советы | Добавил: Администратор (18.07.2016)
Просмотров: 1175 | Теги: промышленность, Хабаровск, форма, Состав, язык, рыбаки, развитие, семья, Народ, профессионализм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Читайте так же:

Опыт брендинга Омской области начали использовать мировые маркетологи

Министры Горбунов и Фомина остаются в правительстве Омской области

Омская экспозиция произвела фурор в Москве

В Омске пожар унес жизни двух человек

Валерий Леонтьев приедет на свой юбилей в Омск

Вижевитова подала в суд на Зелинского и «12 канал»

В омском Экспонцентре будут выставляться красноярские художники

Томчак решил выяснить, кто на самом деле «крышует» омский бизнес

Ургант сравнил Варламова с поражением «Авангарда»

Полежаев намерен открыть выставку компьютерной живописи в областном Экспоцентре

Николай Валуев начал собирать макулатуру в Госдуме

В Омске задержали контрабандные электрошокеры

«Гражданин мэр» - получит ли Варламов омское гражданство

Президент Медведев и губернатор Полежаев открыли хоккейный турнир «Кубок «Газпром нефти»

В Омске увеличили выпуск бутылок

В Омской области отменили международный турнир Тищенко

Омичей научат танцевать мазурку

Немцев заинтересовали омские проекты

Фильмы кинофорума «Золотой витязь» посмотрели более 18 000 омичей

Омские студенты массово выходят на уборку города

 


фитнес-браслет Xiaomi Mi Band 5


Поиск
Вход на сайт