Туристы, путешествующие по миру, не раз сталкивались с проблемой, каким образом отблагодарить обслуживающий персонал за те или иные услуги. Правила в каждой стране свои, и знать их нужно обязательно, чтобы не выглядеть бестактным или, напротив, скупым и неблагодарным.
Первые TIPS (чаевые) стали давать в Великобритании в первой трети 18 века, когда знать, увлекшись модным течением - отдыха в чайных садиках, стала оставлять мелочь в небольших коробках с надписью To Insure Prompt Service (сокращенно - TIPS), что означало «для обеспечения быстрого обслуживания». Считают, быстро поданная чашка горячего чая стала прародительницы традиции благодарности за хорошую работу.
Сегодня в каждой стране свои правила «благодарности», и чаевые в Японии могут быть расценены как оскорбление. А в США, напротив, отсутствие чаевых считается унизительным фактом для официанта. Они не ждут - они требуют свои 10 (в придорожных кафе), 15, 20 и 25 процентов (в ресторанах), что может быть совсем немалой суммой сверх счета.
В отличие от наглых американцев, японские официанты считают хорошее обслуживание своим долгом и ни в коем случае не примут ни одной иены сверх суммы. Такое же отношение к чаевым в Австралии. Здесь не берут на чай ни в придорожных кафе, ни в шикарных клубах, ни в такси.
Многие европейские страны, чтобы не вводить в растерянность туристов и горожан, включают в счет 5 или 10 процентов за обслуживание. Счет в итальянском ресторане содержит графу «сервировка и обслуживание», и сумма за обслуживание достигает 10 процентов. Во Франции дополнительная сумма в счете составляет 15 процентов, но многие посетители оставляют официанту еще 1 евро сверх счета.
По европейскому типу чаевые включают в счет в Греции, Тунисе и Турции, но обслуживающий персонал всегда ждет, когда вы положите на стол еще несколько евро - так называемый «дружеский подарок». Горничные будут усерднее вытирать пыль и складывать на постели фигурки из полотенец, если найдут под подушкой или прикроватной тумбочке один евро.
|