Поэтому, когда Гитлер, узнав о решении Муссолини не вступать в войну, воскликнул, что Италия повторяет игру 1914 г., он был отчасти прав. Действительно, стремление сохранить свои силы и понаблюдать со стороны, как пойдут дела у партнера, сыграли свою роль в решении итальянского диктатора.
Если его ярость при чтении сообщений англо-американской прессы о «вынужденном» неучастии Италии была искренней, то столь же искренним было его желание стать свидетелем ослабления обеих воюющих сторон. Как записал в своем дневнике Чиано, Муссолини «начинает даже надеяться, что борьба между другими будет жестокой, длительной и кровавой: он видит в этом возможность больших выгод для нас».
Подобные свидетельства мало вязались с торжественными заверениями в дружбе и солидарности, которыми так часто обменивались Гитлер и Муссолини, но раскрывают одну из сторон отношений между ними, отражавших межимпериалистические противоречия внутри фашистской коалиции. Некоторые итальянские историки пишут о том, что итальянская фашистская верхушка после сентября 1939 г. как бы разделилась на две части: меньшая во главе с Муссолини была настроена воинственно, а большая, включавшая Чиано, была склонна удерживать страну от участия в войне.
Ряд документов свидетельствует о том, что действительно Чиано и ряд других фашистских политиков (все они в дальнейшем участвовали в заговоре против Муссолини) опасались участия Италии в «большой войне».
Они пользовались поддержкой некоторых представителей итальянских монополий, видевших в «нейтралитете» Италии возможность нажиться на военных поставках.
Стремление воздействовать
Такой договор стал бы краеугольным камнем в деле защиты народов от фашистской опасности.
Фашизм не осмелится напасть, если будет такой договор, «нельзя терять ни минуты!» — призывал Генеральный секретарь Коммунистической партии Великобритании. Стремлением воздействовать на обстановку в мире и в Германии таким образом, чтобы не допустить нового международного побоища, были проникнуты все действияКоммунистической партии Германии. В начале 1939 г. состоялась очередная конференция КПГ.
Вильгельм Пик снова и снова предостерег немецкий народ от грозившей военной опасности. «Если бы это предостережение было тогда услышано!
Сколько мрачного и позорного не пришлось бы пережить нашей нации, насколько меньше крови и страданий выпало бы на долю немцев и всех народов!»—писал один из участников конференции, Александр Абуш и. Несмотря на героические усилия коммунистов и прогрессивных сил мира, им не удалось предотвратить вторую мировую войну, не удалось добиться единых действий в борьбе с фашизмом.
|