«Свой» – потому что таких дней несколько. Есть учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН Международный день свободной печати, отмечаемый 2 мая, и Международный день солидарности журналистов (8 сентября), День российской печати (13 января), многие из заставших советские времена отмечают 5 мая – тогдашний День печати. А есть День омской прессы, который журналисты региона отмечали в этот понедельник.
Никто не задумывался, почему прессу чествуют так часто? Да потому, что она нужна всем слоям общества. Нужна так же, как культура, образование, здравоохранение. Но едва ли не больше всего средства массовой информации нужны власти. Как еще ей объяснить свою позицию по тем или иным вопросам мировому сообществу, собственному народу? Потому наше правительство, депутаты Госдумы и не жалеют денег на СМИ, чтобы донести верность своих действий в Сирии, на Украине, чтобы настроить отечественных производителей выпускать продукцию, способную заменить зарубежные аналоги, а потребителей – покупать ее, не гоняясь за импортом, при условии, конечно, что наши товары будут не хуже иностранных.
Но это вопросы государственного уровня, а есть и местные проблемы, эффективно решить которые нельзя без участия прессы. По той же причине: людям необходимо разъяснять шаги, предпринимаемые властью, иначе они эти шаги не воспримут или, хуже того, воспримут в штыки. Так зачастую и происходит, когда недостаток информации заполняется слухами и домыслами, способными погубить любое хорошее дело.
В то же время местной прессе живется нелегко. Из года в год ее финансирование если не кардинально сокращается, то и не увеличивается так, как того требует время. Дорожает все – бумага, типографские и коммунальные услуги, оргтехника. Это объективный процесс, от него никуда не деться, но тогда и финансировать СМИ надо не в ущерб их главному предназначению – информировать людей.
В Омске сложился добротный комплекс СМИ, нацеленных на информирование жителей о решениях и действиях городского Совета и администрации города. В его структуру входят еженедельная газета «Вечерний Омск», газета «Третья столица», публикующая официальные нормативные акты, телестудия, выпускающая востребованную программу «Обратная связь» (в том числе с представителями муниципальной власти), городской пресс-клуб, предоставляющий трибуну депутатам, руководителям подразделений мэрии, компетентным специалистам, интернет-сайт, на который ежедневно заходят пять-шесть тысяч человек, чтобы узнать свежие новости о жизни Омска и происходящих в нем событиях.
Каждый из этих наполнителей информационного пространства имеет свою нишу и вносит свой вклад в стабильность общественной жизни города. Он может быть разным – от сообщений о каких-то важных для омичей изменениях, например в схеме автобусных маршрутов, или о готовящемся событии до объективной критики тех или иных действий той же власти. Но все это вкупе как раз и создает сочетание интересов различных слоев общества.
Без участия прессы трудно представить избирательную кампанию. Как кандидатам донести до населения свои программы, как дискутировать с оппонентами? Можно, конечно, ходить по квартирам и дворам, забрасывать подъезды листовками, но вряд ли это будет эффективнее вдумчивой статьи или интервью в газете. Аудитория газеты, а сегодня едва ли не в большей степени интернет-сайта, – гораздо более массовая и целевая, чем публика, зачитывающаяся листовками.
В нынешней экономической ситуации в стране понятно желание тех, от кого зависит разработка и принятие бюджета, сэкономить и урезать все что можно. В это «можно» часто, к сожалению, попадают и СМИ. Но такой подход вряд ли рационален. Во-первых, потому, что финансирование СМИ составляет доли процента в бюджете, особенно если говорить об Омске. Правительство Москвы только на бумагу только для одной своей «Вечерки» ежедневно тратит почти столько же, сколько мэрия Омска на свою газету за год. Ну, это богатая столица, что с нею сравнивать, – возьмем сопоставимые города. Бюджетные расходы на все перечисленные СМИ Омска почти втрое меньше, чем в соседнем Новосибирске, в два с половиной раза – чем в Перми, тоже городе-миллионнике, только с меньшим числом населения. Их размер даже близко не стоит с многомиллионными затратами на информационные сборники, которыми заполнялись почтовые ящики омичей при прежнем мэре.
Во-вторых, непродуманное ограничение финансирования автоматически ограничивает творческие и технические возможности редакции. Может случиться так, что не на чем и некому будет доносить до горожан мысли и чаяния депутатов, задумки чиновников, идеи и критику самих горожан. Стоит ли экономить здесь копейку, чтобы потом расплачиваться рублем за непонимание, а то и неприятие народом устремлений его руководителей?
**
|