Начальники штабов отстаивали необходимость не конфронтации, а сотрудничества с Японией, мотивируя это так: «Если вы не сможете их разгромить, присоединитесь к ним». М. Говард, Н. Гиббс и С. Роскилл принимают на веру это бездоказательное утверждение.
Но столь ли безнадежной на деле была стратегическая ситуация Англии в 1931—1932 гг. В Европе Англия не стояла тогда перед серьезной угрозой, фашизм в Германии еще не пришел к власти и не вооружился, а Италия была скорее союзником, чем противником Великобритании.
В Европе Англия могла рассчитывать на спокойный тыл, а на Дальнем Востоке — на поддержку США и Франции. К этой ситуации вполне применим вывод У. Черчилля, который позже писал Н. Чемберлену: «Рассматриваю как пустую угрозу заявления о том, что Япония может послать флот и армию для захвата Сингапура. Он так же далек от Японии, как Саутгемптон — от Нью-Йорка.
Посылать на это большую часть своих строго ограниченных сил было бы авантюрой... ». Тем не менее такой крупный английский исследователь проблем международных отношений на Дальнем Востоке, как К. Торн, доказывает, будто причиной нерешительности английского правительства в отношении агрессии Японии были слабые укрепления Сингапура10.
Руководство Чехословакии
Ночью 21 сентября 1938 г. французский посланник В. Л. де Лакруа и британский посланник Б. Ньютон нанесли визит президенту Э. Бенешу. Они снова потребовали принять ультиматум западных держав, лицемерно оправдывая его стремлением предотвратить пожар войны в Европе. После этого руководство Чехословакии объявило о своей готовности удовлетворить претензии фашистских захватчиков.
Перед общественностью буржуазные деятели оправдывались заявлениями о том, что якобы Чехословакию «оставил и предал также Советский Союз».
Против этого немедленно выступили коммунисты.
В обращении к народу они указали, что «Советский Союз готов помочь Чехословакии в любом случае и в любой момент». Одновременно они напоминали о том, что условием предоставления помощи является решимость самих народов Чехословакии встать на защиту своей земли. Обращение заканчивалось призывом: «Граждане Чехословакии, вы не должны колебаться, передайте всем маловерам это сообщение.
Всем, всем, всем скажите: „Будьте решительными, защищайте свою землю.
Советский Союз непоколебимо с вами!».
|