Осторожно — экстрим
Зима в этом году выдалась достаточно снежной, и несмотря на усилия дорожных служб, большинство омских улиц сегодня превратились в спецучастки по экстремальному вождению. Накатанная колея, ледяные валы, разделяющие дорогу на две части, значительно осложняют возможность маневрирования, обгона, торможения. На большинстве перекрестков появился достаточно серьезный ледяной накат, делающий проблемным прохождение поворотов, в результате скольжения передней оси автомобиля, как следствие — распрямление траектории вместо движения по дуге. Проблемность ситуации становится достаточно серьезным экзаменом водительского мастерства. Как раз дефицит этого мастерства явно заметен на наших дорогах. Аварии, возникающие на городских улицах с досадной периодичностью, создают пробки, осложняя и без того непростую дорожную ситуацию. Анализ показывает, основная проблема кроется в «человеческом факторе».
Чему учат в автошколе?
Система обучения среднестатистического водителя построена по парадоксальной методике, в основе которой лежат более чем странные идеи, заключающиеся в следующем:
1. Двигаемся со скоростью до 40 км/ч.
2. Ездим только ясным днем на сухом асфальте.
3. Учимся вождению так, чтобы в радиусе 10 метров не было других машин.
4. Рулим медленно и печально, желательно не скрещивая рук.
5. Тормозим, вдавив педаль тормоза в пол до отказа.
Можно долго перечислять несоответствия, которые приводят к тому, что водитель с достаточно большим стажем — до 10 лет — в несложных ситуациях, связанных с экстренными действиями, оказывается просто беспомощным. Например, зацепив обочину или попав в колею, такой водитель часто оказывается на встречной полосе или в кювете! Вывод автомобиля из критических ситуаций для большинства водителей становится непреодолимой задачей, поскольку современные, достаточно скоростные автомобили предъявляют к управлению особые требования. Чтобы их преодолеть и понять, в чем главная проблема, зачастую достаточно посмотреть в зеркало и добавить мотивацию к обучению, чтобы стать более профессионально подготовленным водителем. В управлении автомобилем в любое время года, а в зимний период особенно, нет мелочей и начинать нужно с посадки.
Рулим
Посадка должна обеспечивать такое положение водителя, которое позволяет оставить на рулевом колесе только вес рук, и обеспечить максимальные скоростные возможности в случае экстренных действий. Приемов руления, соответствующих разным, как стандартным, так и экстремальным ситуациям, более 20 – а сколько знаете вы?
Проблемы, связанные с потерей управляемости (снос передней оси) и с потерей устойчивости (занос задней оси), в зимний период стоят особенно остро, и это одна из причин повышенной аварийности. Конечно, многие водители знают из опыта, книг, учебников, рекомендаций, что руль поворачивается в сторону заноса. Мало кто знает, на какой угол нужно повернуть рулевое колесо? С какой скоростью? Как долго удерживать его в повернутом положении? Отсутствие ответов на эти вопросы и та скорость, с которой это делается, а также опоздание с реакцией на ситуацию зачатую делают результат нулевым в плане выхода из создавшейся критической ситуации.
Скоростное руление является важной составляющей в обеспечении безопасности водителя, если оно сочетается с точностью возврата рулевого колеса в положении прямо, что позволяет включить механизм стабилизации автомобиля и вывода его из критических ситуаций. Подобные навыки приобретаются в учебном классе на специальных тренажерах, последовательное изучение приемов руления доводится до выполнения на рефлекторном уровне, только в этом случае в критической ситуации, когда счет времени идет на десятые доли секунды, можно надеяться на благоприятный исход ситуации.
Если вы освоите рациональные приемы руления для управления автомобилем, то не только станете ездить безопасней, но и будете получать большое удовольствие от каждой поездки.
Тормозим
Основы руления напрямую связаны с приемами торможения — эффективного снижения скорости в условиях низкого коэффициента сцепления колес с дорожным покрытием. В автомобильном спорте, в частности таком, как ралли, разработано более 200 элементов торможения, применяемых в зависимости от ситуации. А она может сложиться таким образом: чтобы остаться в живых, спортсмену нужно использовать весь свой потенциал. Хотя, справедливости ради, хочется отметить, что автоспортсмены во время соревнований защищены гораздо лучше, чем водитель на стандартном автомобиле. Мощные дуги безопасности прикрывают пилота со всех сторон, его тело фиксируется многоточечными ремнями, шею защищает специальное приспособление, страхующее от повреждения позвонков, но это не отменяет навыки и умения в управлении автомобилем.
А теперь вспомните, как вы тормозите? Во многих ситуациях торможение на скользкой дороге, с использованием только педали тормоза, не приносит ожидаемого эффекта. Необходимы альтернативные способы замедления и увода автомобиля с линии удара. Торможение боковым скольжением, управляемым заносом, приемом «газ-тормоз», позволяющим переориентировать автомобиль на траектории торможения, уводя его от, казалось бы, неминуемого столкновения.
Зачастую водителю на обледенелой дороге, как минеру, предоставляется лишь один шанс для исправления допущенной грубой ошибки. В случае навыков торможения, ограниченных нажатием и удержанием педали тормоза, остается уповать только на чудо, но это явление достаточно редко происходит. Что и подтверждает жутковатая статистика аварийности на наших дорогах. Каждый прием руления, и тем более торможения, прежде всего отрабатывается на автодроме или на безопасной площадке. Желательно под руководством инструктора довести управляющие действия до автоматизма, и только после этого знания и умения переносятся на дорогу.
Тренируйтесь каждый день
Я тренирую торможение каждый день, выбираю моменты, когда за мной никого нет, меняя скоростные режимы, отрабатывая различные способы снижения скорости. Неоспоримый факт: как только вы узнаете длину тормозного пути, с высокой скорости, нажатие на педаль газа станет более обдуманным. Одно из первых упражнений, которое отрабатывается на автодроме, выглядит следующим образом: водителю предлагается разогнаться до скорости 50-60 км/ч и остановиться в заданной точке с точностью до 1 метра. За 6 лет, что я провожу автодромные занятия на курсах контраварийного вождения, еще никто с первого раза не выполнил это задание независимо от водительского стажа. Недоезд или переезд составляет в большинстве случаев десятки метров. Делайте выводы сами!
Если вы новичок за рулем автомобиля, учитесь грамотно тормозить, обдуманно разгоняться и правильно управлять рулевым колесом. Каждый ваш выезд может закончиться серьезным экзаменом, и хорошо, если хотя бы изредка вы задавались вопросом — а полностью ли я готов к нему?
Если виновник уходит от ответственности
Ситуация № 1.
ДТП на папиной машине
В Центр страхового права обратился участник ДТП, в автомобиль которого въехал молодой студент на папиной машине. В ГИБДД виновник факта нарушения ПДД и причинения ущерба чужому автомобилю не оспаривал. Однако сумма денежных средств на восстановление автомобиля значительно превысила лимит, покрываемый страховой компанией. Взыскать деньги с неработающего студента было практически невозможно.
Юридическая фирма сначала связалась с отцом виновника, чтобы уточнить вопрос, будет ли он возмещать ущерб за своего сына, как это бывает в большинстве случаев. Но в данной ситуации отец отказался выплатить необходимую сумму за сына, пояснив, что и так оплачивает его обучение в вузе.
Тогда юристом, ведущим дело, было подано ходатайство о принятии обеспечительных мер — наложении ареста на денежные средства, находящиеся на расчетном счете студента-виновника ДТП и предназначенные для оплаты стоимости обучения. По определению суда деньги на счете были «заморожены», у студента возникли проблемы с учебой. После первого заседания отец с сыном добровольно возместили ущерб.
Ситуация № 2.
Нельзя верить на слово
В Центр страхового права обратились родители пострадавшего пешехода — молодого парня сбила на машине пожилая женщина прямо на «зебре». В результате полученных травм от ДТП потерпевший стал терять слух.
Родители молодого человека вместе с юристом вели переговоры с виновницей ДТП о добровольном возмещении вреда, причиненного здоровью потерпевшего. Женщина уверяла, что ходит в церковь и ставит свечки за его здоровье, а также выставила свою квартиру на продажу, чтобы возместить затраты на лечение парня. Несмотря на советы юриста, родители поверили виновнице и решили дождаться от нее денег.
Однако виновница потерпевшую сторону обманула: квартиру она продала для того, чтобы приставы не наложили на нее арест, от добровольной компенсации отказалась. В суде адвокат виновницы заявил, что потерпевшие сами отказались от денег, которые им предлагали.
Виновница получила условный срок, суд потребовал возместить ущерб потерпевшему. Однако на практике этот минимальный платеж с пенсии виновницы не покроет медицинских расходов на лечение.
Ситуация № 3.
Правосудие на дорогах
По одному из дел виновником ДТП стал мужчина, который ехал ночью с семьей по загородной трассе без освещения. Внезапно перед машиной выскочил пешеход, водитель не успел затормозить и сбил его. От полученных травм потерпевший скончался. На место ДТП виновник вызвал сотрудников ГИБДД и «скорую помощь». Специалисты ОВД забрали автомобиль на штраф-стоянку и попросили водителя и его семью остаться в городе до выяснения всех обстоятельств ДТП.
На следующий день после аварии сотрудники ОВД стали просить водителя перечислить средства на расчетный счет, якобы принадлежавший родственникам погибшего. По совету юриста деньги виновник перечислять не стал и уехал в свой город вместе с семьей, так как никаких мер пресечения в отношении него не было избрано.
В дальнейшем выяснилось, что сотрудники ОВД просто хотели «заработать» на виновнике аварии. Водитель сам связался с реальными родственниками погибшего и добровольно возместил вред. В ходе автотехнической экспертизы было установлено, что водитель не имел технической возможности предотвратить ДТП, и уголовное дело было прекращено.
Ситуация № 4.
ДТП с участием водителя грузовика
Подобные ДТП крайне сложны с точки зрения возмещения ущерба, так как водитель, находящийся за рулем грузовика, часто является только наемным работником. При этом хорошо, если есть трудовой договор с работодателем — организацией или ИП, где работает водитель. В этом случае материальный ущерб от ДТП, то есть ущерб за повреждение автомобиля потерпевшего, будет возмещать компания или предприниматель, у которого работает водитель, как вред, причиненный работником.
Однако нередко за междугородные рейсы водители получают «наличку», а трудовой договор с фирмой не заключают и, как правило, кроме этой зарплаты, другого имущества у них нет.
Сложность возмещения ущерба по подобным авариям еще заключается в том, что ДТП с грузовиками происходят, как правило, на трассе, и виновник может оказаться жителем другого города.
Поэтому, если вы пострадали в таком ДТП, постарайтесь принять меры к аресту имущества виновника — транспортного средства — через суд в качестве обеспечительных мер по иску о возмещении материального ущерба и морального вреда.
Ситуация № 5.
Увод имущества из-под ареста
Наиболее хитрые и непорядочные виновники ДТП пытаются увести имущество из-под ареста незатейливым способом — отчуждая его в пользу своих знакомых и родственников. Расчет простой: после того как состоится суд и будет выдан исполнительный лист, на виновнике уже ничего не будет. Даже, возможно, и официальной зарплаты. Некоторым удается даже снять с учета и продать арестованные автомобили по «договоренности» со своими знакомыми в ГИБДД.
Для того чтобы заставить виновника рассчитаться по долгам, следует получить официальные документальные подтверждения о совершении сделок с имуществом и подать в суд исковые заявления о признании сделок недействительными, так как они являются мнимыми, то есть совершенными без намерения реально исполнить сделку.
Последний совет – не экономьте на услугах юриста. Если попытаетесь сделать все сами, возможно, вы потеряете шанс на возмещение ущерба из-за отсутствия у вас опыта и правовых знаний.
|