Ложный свидетель
«Друг, у тебя глаза добрые, пойдем, свидетелем будешь...» Эта фраза из кинофильма советских лет «Мимино» отражает специфическую черту судебных споров по ДТП. Практически в любом деле о ДТП, где возникает спор по вине водителей или одному из водителей грозит наказание в виде лишения прав, или еще хуже — приговор с лишением свободы, возникают лжесвидетели.
Эти добровольные и бескорыстные помощники участников судебного процесса готовы подтвердить что угодно и где угодно, главное — их предварительно ввести в курс дела.
В практике нашего Центра страхового права были интересные случаи выявления ложных показаний таких «очевидцев».
Так, по делу о спорном ДТП на перекрестке в суде «появился» свидетель, которого не было на стадии административного расследования, что вызвало сомнение в объективности его показаний. Свидетель утверждал, что он проезжал в автобусе маршрута №80 в момент ДТП (около 12.30) и четко видел, что один из участников ДТП проехал на красный сигнал светофора, что и стало причиной аварии.
Юрист запросил через суд в автобусном ПАТП расписание движения автобусов на дату ДТП и выяснил, что автобусы в указанное время в районе данной остановки фактически не проезжали ни в одном из направлений.
В другой ситуации волшебное появление свидетеля один из участников ДТП объяснил тем, что подал объявление о розыске очевидцев ДТП, на которое и откликнулся свидетель.
Во время допроса в суде свидетель подтвердил, что позвонил участнику ДТП по объявлению, а ранее его не знал. Юрист через суд сделал запрос в компанию сотовой связи и установил, что «свидетель» и водитель звонили друг другу неоднократно еще до факта ДТП, так как были закадычными друзьями.
Другой свидетель в суде без запинки, как на экзамене, рассказал об «истинных» обстоятельствах ДТП, однако не смог назвать цвета обоих автомобилей, участников аварии, поскольку этот момент в ходе «домашнего задания» не изучался.
В практике Центра страхового права были случаи, когда дознаватели по заказу заинтересованных лиц сами находили очевидцев и опрашивали их по телефону, подшивая в материалы дела справки с нужной информацией о ДТП.
Автомобиль поехал сам
Бывают ситуации, когда автомобиль совершает ДТП без ведома водителя, то есть в том случае, когда водитель забыл поставить автомобиль на ручной тормоз или забыл переключить скорость в состояние парковки, а автомобиль стоял на уклоне.
В этом случае страховая компания по полису ОСАГО платить не будет, так как, по мнению большинства страховых компаний, фактическое управление автомобилем не осуществлялось, так как в нем не было водителя.
Однако страховые компании не правы, так как согласно положениям ОСАГО использование транспортного средства – это эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях: во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях (ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ (ред. от 11.07.2011 г.) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
Поэтому движение автомобиля без водителя — это тоже движение. Вред причинен источником повышенной опасности, и в этом случае наступает гражданско-правовая ответственность водителя перед другими лицами (водителями других автомобилей, пешеходами или собственниками киосков, рекламных щитов, АЗС и пр.).
Таким образом, страховая компания должна оплатить ущерб по полису ОСАГО при ДТП без водителя.
Уловки страховщиков
К сожалению, на сегодняшний день не осталось, наверное, ни одной российской страховой компании, которая бы выплачивала полную стоимость восстановительного ремонта после ДТП.
Суды во всех городах буквально завалены исками по ОСАГО с одними и теми же требованиями – взыскание реальной суммы ущерба, неоплаченной страховщиком.
Страховщики, как правило, занижают суммы выплат по двум вариантам: либо калькуляцию ущерба составляет центральный офис (или региональное подразделение урегулирования убытков), либо размер ущерба считает местная «карманная» оценочная фирма.
Однако и в том, и в другом случае выплаченная страховщиком сумма ущерба в два-три раза меньше реального ущерба.
Для блокирования действий потерпевших по подаче исков некоторые страховщики не выдают им копии материалов выплатного дела, а в суде назначают судебную экспертизу в дружеском экспертном учреждении.
Что же делать?
Во-первых, нужно научиться поручать такие дела профессионалам, а не пытаться познать российскую судебную систему самостоятельно: вас ждет много неприятных сюрпризов, множество бюрократических формальностей и, скорее всего, отрицательный результат, так как со стороны страховой компании в суды ходят юристы.
Во-вторых, нужно обращаться за помощью в профильные независимые экспертные организации, которые не заинтересованы в занижении стоимости ущерба и дорожат своей репутацией.
В-третьих, следует обращаться за помощью в контролирующие органы – ФСФР и РСА, которые ставят каждую жалобу на страховщика «на свой контроль» и в случае выявления нарушений применяют штрафные санкции.
Чтобы не случилось беды
4 сентября под колеса автомобиля Toyota попал подросток. 13-летний мальчик переходил проезжую часть дороги по линии перекрестка, как того требуют Правила дорожного движения. 24-летний молодой человек, управляя легковым автомобилем, совершал поворот налево и должен был пропустить несовершеннолетнего пешехода, однако этого не сделал. В результате дорожно-транспортного происшествия подросток получил травмы в виде множественных ушибов.
6 сентября под колеса подлежащей утилизации «восьмерки» попала девятилетняя девочка. Явно подвыпивший 36-летний водитель, не имея права управления транспортным средством, при движении по улице Горького поселка Любино не справился с управлением, съехал в кювет, где и сбил ребенка. Испугавшись ответственности, нерадивый водитель поспешил покинуть место происшествия, однако вскоре его задержали. Девочка же оказалась в районной больнице.
17 сентября около двух часов дня 9-летний мальчик переходил проезжую часть улицы Багратиона по нерегулируемому пешеходному переходу, однако водитель маршрутной «Газели» не счел нужным уступить дорогу ребенку и сбил его. С травмами различной степени тяжести школьника на «скорой» увезли в детскую больницу.
21 сентября под колеса «десятки» попала 8-летняя девочка. Не дойдя нескольких десятков метров до пешеходного перехода, она поспешила перейти дорогу в непосредственной близости перед приближающимся автомобилем. Водитель, заметив ребенка, резко затормозил, однако наезда избежать не удалось. Ударившись об автомобиль, ребенок упал на асфальт. С телесными повреждениями пострадавшую девочку госпитализировали в больницу.
В чем же причины подобных происшествий?
Почему зачастую дети не обращают внимания на знаки, машины и не думают об опасности на дороге? Вот что говорят по этому подводу детские психологи:
Среди всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров — самым подвижным и непредсказуемым участником дорожного движения является ребенок.
Если говорить о детях дошкольного возраста, то следует понимать, что жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, на улицах. Это связано с тем, что у детей этого возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым.
Дети дошкольного возраста часто забывают или вовсе не знают, не разбираются в дорожных знаках, Правилах дорожного движения, разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Не умеют оценивать скорость и расстояние.
Они невысокого роста и не видны из-за стоящего транспорта или взрослых людей — это является серьезным препятствием для свое-временного обнаружения ребенка водителем на дороге. Малыши иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги.
Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребенок не рискнет пересекать проезжую часть дороги, но недо-
оценивает опасность транспортных средств небольших размеров - легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с высокой скоростью. Порой они считают, что автомобиль можно остановить мгновенно.
Почти все это можно отнести и к школьникам. Они уже способны понимать правила, но для их осознания необходимо участие взрослого человека, а главное — его пример. Многие родители недостаточно внимания уделяют обучению детей Правилам дорожного движения, а иной раз и вовсе подают детям дурной пример.
Чтобы с вашим ребенком не случилось беды на дороге, хотелось бы обратиться ко всем участникам дорожного движения, прежде всего к родителям: постоянно напоминайте детям о необходимости соблюдения Правил дорожного движения, учите их быть внимательными, осторожными и дисциплинированными на улице. И, безусловно, не оставайтесь равнодушными к тем детям, которые нарушают эти требования. Ну а водители должны признать свою ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения, сохранность жизни и здоровья нашего будущего, детей!
Повышаем заметность
Для того чтобы ваш ребенок был более заметным на дороге, одевайте его всегда в яркую одежду и не забывайте прикреплять к ней светоотражательные элементы. В такой амуниции дети будут видны с расстояния более 200 мет-ров. Даже в случае превышения скорости водитель вовремя увидит ребенка и сможет вовремя остановить свой автомобиль.
|