В прошлые выходные на автомойке «Мойкар» прошел первый общегородской конкурс «Лучший автомойщик». За звание лучшего автомойщика боролись восемь команд, каждая из которых состояла из двух человек. На мойку автомобиля участникам давалось 25 минут, они должны были справиться с заданием не только быстро, но и, конечно же, качественно.
Как сообщили нам организаторы, конкурс такого масштаба в Омске проводился впервые. «Мы решили воспользоваться опытом наших партнеров по работе, компании GRASS, они проводят такой конкурс в Волгограде третий раз. На участие в нем подали заявки уже 57 участников, — рассказала нашему корреспонденту специалист по маркетингу ООО «НПО «Компания «СИВИК» Тамара Чертищищева. — Нам показалось, что омским автомойщикам тоже будет интересно показать свои профессиональные навыки и побороться за звание лучшего автомойщика».
Всем участникам конкурса вручили почетные грамоты и фирменные футболки. Также всем организациям, принимавшим участие в состязаниях, вручили наборы автохимии.
Лучшими командами стали: команда автомойки «Рено», команда автомойки «У ТПК» и команда автомойки «Времена года». Лучшие команды наградили бочонком пива или бутылкой мартини.
Не забыли организаторы конкурса и про зрителей. Пока участники демонстрировали свои профессиональные навыки, зрители участвовали в конкурсах и получали ценные призы.
Обладателем звания «Лучший автомойщик» стал Евгений Волнухин (автомойка «Мойкар»), второе место занял Сергей Пиданов (автомойка «Пит-Стоп» на Енисейской) и третье место занял Алексей Богданов (автомойка «Рено»).
Победителей наградили сертификатами на покупку в магазине Media Markt и дипломами.
ОТ "МОСКВЫ" ДО 4104
От «Москвы» до 4104
В 1964 году Л.И. Брежнев возглавил КПСС, став ее генеральным секретарем, и страной начал управлять своеобразный триумвират: генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Президиума Верховного Совета СССР
и председатель Совета министров СССР .
Три «самых больших человека страны» входили, в свою очередь, в состав Политического бюро ЦК КПСС. А членам Политбюро полагалось появляться
на людях в больших черных лимузинах, которые в народе метко прозвали «членовозами».
Боссовозы
Эти величественные машины были своего рода визитной карточкой государства и тех, кто им управлял. В то время оригинальные представительские экипажи конструировали только в двух странах – СССР и Китае. В остальных государствах, даже самых богатых, такие машины изготовлялись на основе серийных автомобилей. В нашей стране, начиная с Никиты Хрущева, главы государства передвигались на уникальных и специально для них спроектированных лимузинах ЗИЛ. Автомобили эти на протяжении многих лет оставались самыми передовыми отечественными машинами – недаром их называли «полпредами промышленности» и вершиной отечественной инженерной мысли.
К середине 50-х годов первый автомобиль в государстве – ЗИС-110 – безнадежно устаревает. Начинается проектирование нового фаворита правительственного кортежа – модели 111. Смерть директора ЗИСа Лихачева совпала с разоблачением культа личности. В июне 1956 года предприятие переименовали в завод имени Лихачева, и «сто десятые» последних выпусков числились в документах уже как ЗИЛ-110.
Кстати, в кратком автомобильном справочнике 1967 года я с удивлением обнаружил автомобили марок ЗИЛ-5, ЗИЛ-16, ЗИЛ-8, ЗИЛ-42... То есть всякое упоминание Сталина исключалось, и ЗИС-5, прошедший всю войну, вдруг стал ЗИЛ-5! Ну ладно, развенчали культ личности, но заслуженный грузовик-то здесь причем?
У кого четыре «глаза»...
Между тем работники «легкового» КБ трудились над новой машиной. В 1951 году начались работы над V-образным восьмицилиндровым двигателем ЗИС-113, в 1955 по дизайнпроекту В. Росткова построили лимузин «Москва» – шасси
ЗИС-110 с полностью новым кузовом, не имевшим ничего общего с предшественником, кроме длины и ширины. На прототипе появилось гнутое ветровое стекло, очень массивные клыки бамперов. Говорят, что модель не понравилась Хрущеву, потому и не пошла в производство. Руководители страны еще несколько лет ездили на устаревшем ЗИС-110, и только в конце 1958 года в серию пошел ЗИЛ-111, комплектация которого станет базовой для последующих представительских ЗИЛов и «Чаек».
Это в первую очередь Vобразная «восьмерка», гидромеханическая коробка передач, гидроусилитель руля, электрические стеклоподъемники. А удешевленный дефорсированный вариант «сто одиннадцатого» двигателя есть не что иное, как популярный мотор грузовика ЗИЛ-130.
В 1963 году ЗИЛ-111 изменили до неузнаваемости: четыре фары, четыре круглых задних фонаря, новый орнамент на боковинах. Модификация получила индекс 111Г. Внешнее оформление кузова стало более строгим. Если первый вариант 111-го напоминал Packard Caribbean 1955 года, то 111Г целиком базировался на стилистическом решении моделей Cadillac 1961 года.
Помимо базовой модели ЗИЛ-111 выпускалась ее модификация ЗИЛ-111А с установкой для кондиционирования воздуха в салоне. Эта машина тяжелее базовой на 150 кг. Третья разновидность – ЗИЛ-111В с кузовом кабриолет. Она использовалась преимущественно в торжественных случаях: на парадах, встречах почетных гостей. В «сто одиннадцатом» семействе не было бронированных модификаций. В годы оттепели важные персоны не прятались от людей, а ездили стоя в открытой машине.
И, несмотря на отсутствие «брони», ЗИЛ-111 был довольно тяжелым автомобилем – его полная масса достигала 2815 кг, а мощность двигателя V 8.5980 см3, 200 л. с. при 4200 об./мин., он развивал наибольшую скорость 170 км/час, разгонялся с места до 100 км/час за 23 секунды. Расход топлива: наименьший – 19 л/100 км, а эксплуатационный – около 29 л/100 км. Габариты автомобиля под стать массе и расходу топлива: длина – 6190 мм, ширина – 2045, высота –1640 мм, база – 3760 мм.
Многие из 111-х участвовали не только в регулярных парадах, но и в важнейших исторических событиях: триумфальная встреча Ю.А. Гагарина, торжественные проезды по Москве Шарля де Голля, Фиделя Кастро (ему был подарен такой кабриолет). А с машиной, которая обслуживала Брежнева, связана одна детективная история.
Стрельба по лимузину
В октябре 1968 года Георгий Береговой удачно испытал новый многоместный корабль «Союз». А в январе 1968-го впервые в истории космонавтики два пилотируемых корабля (разумеется «Союзы») состыковались на орбите и через открытый космос частично обменялись экипажами. От эпохальности этих событий встречавшие героев-космонавтов партбоссы немного расслабились. В одну машину во Внуково тогда сели Брежнев, Подгорный и Косыгин, что из соображений государственной безопасности категорически не допускалось. Вдобавок кремлевские «небожители» неожиданно сделали широкий жест, уступив самые почетные, головные места в колонне автомобилям с космонавтами.
Кортеж двинулся в Кремль. На второй главной позиции в колонне обычно шла машина генерального секретаря. Но теперь его место занял черный лимузин с «космическим начальством»: Г. Береговым, В. Терешковой и А. Николаевым. И как только их ЗИЛ-111Г пересек линию Боровицких ворот, мужчина в форме милиционера с обеих рук начал палить по машине из двух пистолетов Макарова. Стрелявший всадил в лимузин 11 пуль. Для космонавтов все кончилось благополучно, а вот водитель был смертельно ранен. Террористом оказался офицер Советской Армии. Но тогда ни о каком покушении на Брежнева не говорили, а все объяснили завистью психически нездорового человека к славе космонавтов. Несостоявшийся «убийца Брежнева» на долгие годы отправился в сумасшедший дом...
Новое слово
Упустил террорист Ильин одно: руководители страны ехали тогда на новом ЗИЛ-114. Это был полностью новый автомобиль с радикально пересмотренной конструкцией. Строгими формами, гармоничными пропорциями, минимумом декоративных деталей он кардинально отличался от предшественников.
Для удобства входа и выхода водителя рулевое колесо сделано откидным. У ЗИЛ-114 гидромеханическая трансмиссия с клавишным управлением, с трехступенчатой планетарной коробкой передач. Рулевой механизм – с гидроусилителем, в тормозной системе – три усилителя, вакуумный и два гидровакуумных в двух независимых контурах в приводе передних и задних тормозов. Все колесные тормоза – дисковые, вентилируемые – прецедент в истории развития отечественной автомобильной техники. Стояночный тормоз приводится в действие самостоятельной педалью. ЗИЛ-114 оснащался полностью новым V-образным восьмицилиндровым (6959 куб. см, 300 л.с. при 4400 об./мин.) верхнеклапанным двигателем.
Шасси ЗИЛ-114 – рамное, подвеска колес не позволяет автомобилю совершать «клевки» и «приседания» при торможении и разгоне. В независимой передней подвеске (кстати, первой бесшкворневой конструкции ЗИЛ) упругим элементом являются торсионы, расположенные вдоль лонжеронов рамы. Задняя подвеска – рессорная с продольными реактивными штангами. Габариты ЗИЛ-114: длина 6305 мм, ширина – 2068 мм, высота – 1500 мм, база – 3880 мм. Снаряженная масса – 3085 кг. Максимальная скорость – 190 км/час, разгон до 100 км/ч – 13,5 с. Наряду с базовой моделью ЗИЛ-114 выпускались в небольших количествах и ее модификации: седан (ЗИЛ-117) и кабриолет (ЗИЛ-117В) – оба на шасси с упроченной базой (3300 мм).
115 или 4104?
Последним государственным автомобилем Леонида Ильича стал ЗИЛ-115 (ЗИЛ-4104) – по существу модифицированный ЗИЛ-114 с двигателем 7680 куб. см мощностью 315 л. с. С 1976 до 2002 гг. было выпущено около 430 машин различных модификаций. Измененная внешность отразила новые стилистические решения и придала машине более динамичный облик. Эксплуатировать такой автомобиль могли только специализированные автопредприятия. Например, ГОН – Гараж особого назначения. Ну где еще могут разобраться в двухтомном руководстве по эксплуатации, созданном пятидесятью (!) первоклассными инженерами ЗИЛа?
Двигатель оснащен двумя системами зажигания – рабочей и аварийной. У автомобиля два аккумулятора, два бензонасоса, две электрические цепи. Махина массой 3600 кг способна развить скорость 190 км/час, сотню набирает за 15 секунд. Мало того, на полностью спущенных шинах автомобиль может двигаться со скоростью до 160 км/ч. Тормоза способны остановить тепловоз, поскольку и передние и задние – дисковые.
Салон автомобиля поражает царским комфортом: спинки и подушка заднего сиденья регулируются по наклону и высоте с помощью электроприводов. Двери, рамки окон, передняя панель и тоннель отделаны карельской березой. Размеры кузова поражают. Багажник размером с «Оку» вполне подойдет для перевозки еще нескольких человек. Там расположены кондиционер и запасное колесо. Машина такого класса требует к себе «самолетного» отношения. Поэтому в ГОНе все автомобили ремонтируют и обслуживают по авиационным технологиям. Детали и узлы меняют независимо от пробега с периодичностью, установленной на основе многолетнего опыта. На каждую машину составлено досье, куда заносят сведения о любой замененной или подтянутой гайке. Все узлы и агрегаты вплоть до стеклоподъемников и механического привода зеркал заднего вида для регулировки из салона разрабатывались специально для ЗИЛ-115 и аналогов не имеют. То есть заменить такой узел на любой другой, кроме «зиловского», невозможно. И тем не менее ЗИЛ-115 машина настолько уникальная, что все эти проблемы не способны испортить общее впечатление. Не зря многие историки, журналисты и автомобилисты в один голос заявляют, что ЗИЛ-115 (4104) – самый красивый правительственный автомобиль за все времена выпуска подобных экипажей.
Авторская рубрика Александра ЯШКЕВИЧА
|