В январе она похоронила мужа, Бориса Николаевича. И… не смогла без него. Не выдержало сердце. Её большое и доброе сердце, полное любви ко всем окружающим, знакомым и незнакомым. Сердце, подвигнувшее её в далеком 1985-м создать Центр планирования семьи и репродукции – один из первых за Уралом. А в 2004-м основать новый – «Клиника доктора Шаталовой. Гинекологическая эндокринология и репродукция». Можно долго перечислять её звания и заслуги, в том числе на международном уровне. Но лучшее признание – тысячи и тысячи омских мальчишек и девчонок, появившихся на свет исключительно благодаря Валентине Васильевне Шаталовой и её коллегам. И тысячи и тысячи взрослых, познавших радость материнства и отцовства.
Светлая и вечная память, доктор тётя Валя!
Церемония прощания состоится 26 февраля с 11.30 до 12.00 на Старо-Северном кладбище Омска.
**
Прощайте, Марк Семёнович…
Уж он-то словами попусту не разбрасывался – обладал по-хорошему изящным литературным слогом, умел доходчиво рассказать о предметах неосязаемых и возвышенных.
Лет пять тому он пришел поделиться радостью – публикацией в «Новом мире» о репрессированном омском поэте Евгении Забелине. Рассказ М. С. вылился в подробное повествование о мытарствах с прохождением в журнал («Они публикуют только своих друзей!») и добавлением интереснейших подробностей о так называемом деле литературной «сибирской бригады», где помимо скромного Забелина фигурировал и великий наш земляк Леонид Мартынов, с которым Мудрик знаком был лично.
Дальше – больше. Адаптированный для «Вечёрки» новомировский очерк продолжился серией публикаций с именами известными, забытыми, полузабытыми. Написаны они были на одном дыхании, оформились в книгу «Омичи», изданную прошлой осенью.
В этой последней своей книге он рассказал об излюбленных своих героях, принадлежавших миру театра, литературы, шахмат. Хотелось продолжения. «Староват я для новых трудов», – отшутился Марк Семёнович. Но несмотря ни на что продолжал свою омскую литературную сагу на страницах «Вечёрки». Эта сага, изданная в десятке книг, ляжет прочным фундаментом в летопись Омска и, уверены, еще будет по достоинству оценена потомками.
«Мудрика много не бывает!» – приговаривал Марк Семёнович, предлагая «Вечёрке» очередной очерк. Теперь уже не услышим мы его неспешную речь, где и каждая пауза была полна смысла.
Журналист, театральный критик, писатель, шахматист, педагог – в каждой из этих ипостасей он достиг высот. Поднял творческую планку на уровень, к которому нам стремиться и стремиться.
«Вот жизнь прошла, а где её следы?» – сказал один поэт. Ответим: эти следы оставлены не на песке, и время их не сотрет.
Утраты этой ничем не заменить.
**
|