Самое интересное, что те люди, которые с высоты прожитых лет говорят, как раньше это было весело и классно, забывают: им это тоже когда-то говорили. (Одна из великих цитат или цитат великих. Не важно, просто придумал, чтобы начать рассказ.) Не поверите, но на самом деле наши прапрабабушки очень весело встречали Рождество и Новый год. Кстати, тогда, как, впрочем, и сейчас, руководители государства, губерний, городов и даже сёл считали своим долгом поздравить сограждан с праздником.
Рождественская путаница
На самом деле до революции 1917 года и смены юлианского календаря Рождество предшествовало празднованию Нового года и отмечалось 25 декабря. А рождественско-новогодние праздники длились до самого Крещения. Словом, предки наши умели гулять и веселиться на Новый год еще пару веков назад. Но об этом чуть позже.
Когда изнуренные 40-дневным великим постом православные (а тогда кришнаиты еще у нас не водились) готовились к Рождеству, конечно, они предвкушали рождественского гуся. С яблоками или черносливом, честно говоря, не знаю. А мой знакомый историк-краевед Александр Лосунов, соблюдающий все посты, меня в эти детали не посвятил. Зато он рассказал, что в XIX веке в нашем городе губернатор считал своим долгом появиться на публике и поздравить омичей с наступающим праздником.
Так, известный историк сибирского казачества Георгий Катанаев оставил в своих записках любопытные воспоминания о встрече одного из новолетий генерал-губернатором Западной Сибири Н.Г. Казнаковым: «На одном из приемов по случаю приближения нового 1876 года генерал-губернатора спросили: «Угодно ли будет его высокопревосходительству встретить Новый год, по обыкновению его предшественников, в клубе?» Губернатор удивился: «А разве это нужно?» Оказалось, нужно. Более того, новому главе региона объяснили, что еще необходимо отправить приветственную телеграмму на имя государя императора.
И что сделал губернатор, который привык встречать Новый год в семье? Он попросил перевести клубные часы на четверть часа вперед, а домашние часы он перевел на те же 15 минут назад. Выигрыш в полчаса помог ему успеть и встретить праздник и на работе, и дома.
Катание с омских горок
Народ в Омске на Новый год два века назад, так же как и сейчас, любил оторваться в праздник по полной. Тогда одной из любимых забав было катание с горок. Вот что пишет один из очевидцев, офицер штаба Сибирского корпуса Иосиф Белов: «Город, доселе казавшийся ленивым и спящим, мгновенно одушевясь, засуетился: сани на необозримое пространство, большею частию запряженные парою лошадей, непрерывною цепью снуют по главным улицам; народ толпится, шумит, резвится около и на самих ледяных горах, построенных на диагональ плац-парадного места... Но всего привлекательнее на горах – это картина катанья омского аристократического круга… Один из кавалеров, посадя с собой даму, управляет первыми санями, а за ними опускаются и прочие, имея каждый при себе даму…»
Простой люд на дамах с санками особо не тормозился. Омичи в XIX веке любили на коньках покататься и, конечно, подраться. Это развлечение хорошо описал омский краевед И.Н. Шухов: «По воскресным дням, на святках и масленице на Оми сходились два враждовавших лагеря: качагуры (жители правого берега Оми в районе военного госпиталя. – А.Л.) и лугаши (эти были жителями левого лугового берега Оми). Бой завязывался подростками, за ними вступали парни, наконец наблюдавшие за полем боя взрослые мужчины не выдерживали и в качестве подкрепления шли в атаку. После побоища были раненые и реже убитые. Жесточайший бой происходил в 1912 году. Полиция, конная и пешая, оказалась не в силах ликвидировать «ледовое побоище».
Новогодний бал
Сегодняшние корпоративы в недалеком прошлом назывались новогодними балами. Каждый вечер устраивался либо бал, либо вечер с танцами, которые, как правило, сопровождались пышным застольем. Кстати, в 1859 году специально для таких встреч построили здание общественного собрания. Этот дом, точнее то, что от него осталось, омичам больше известно как старая музкомедия.
Не все так чопорно и пристойно было на этих балах. Например историки раскопали один почти анекдотичный случай, который произошел с командиром 1-го Сибирского казачьего полка войсковым старшиной Семеном Елдаковым на новогоднем балу в середине XIX века. Простой парень, сын урядника Пресногорьковской станицы, при помощи удачной женитьбы быстро сделавший карьеру, на офицерском балу в Омском общественном собрании решил исполнить малоприличный танец «комендантша» (с приспусканием штанов). Скорее всего, он с кем-то поспорил или его кто-то подговорил, а может, просто выпил лишнего, но казак отличился и вошел в историю. Скандал получился знатный. Барышни и наиболее щепетильные кавалеры поспешили покинуть бал. Ретивого плясуна тоже пришлось выпроваживать с помощью полиции.
И, конечно, в эти дни много проводилось благотворительных акций. Вот лишь несколько газетных заметок. Так, газета «Степной край» в 1897 году сообщает: «27 декабря в помещении Покровской начальной школы была детская елка, устроенная по инициативе и на средства общества взаимовспоможения приказчиков в г. Омске…», «3 января устроенный в мужской гимназии литературно-музыкальный вечер вместе с тем имел и благотворительный характер, так как сбор за входной билет был назначен на усиление средств общества на пособия недостаточным ученикам гимназии…». Газета «Омский вестник» за 8 декабря 1915 года: «Городская комиссия по оказанию помощи семьям призванных на войну постановила устроить во время рождественских праздников елку для детей воинов. По особым подписным листам среди горожан собираются добровольные пожертвования. (Уже пожертвовали 2 ящика пряников и 2 ящика конфет, 2 куска ситцу.)».
**
|