Почему одни бьют, а другие терпят побои, чем грозит такое смирение и что обо всём этом думают специалисты, выяснял обозреватель «Вечёрки».
Забил до смерти
– Семен, Ленка дома? – спросила соседка, заглянув в открытую дверь.
– Да на кровати валяется, – равнодушно ответил хозяин квартиры. – С похмелья страдает.
Судя по голосу, мужчина и сам был с хорошего бодуна. Решив, что болтать с ним нет смысла, соседка угрем проскользнула вглубь спальни.
Кровать стояла возле окна, скрытая занавеской. Заглянув за нее, женщина вскрикнула - то ли с испуга, то ли от удивления. На скомканной простыне лежала та самая Ленка, синяя от побоев. Ни на соседку, ни на подошедшего мужа она совершенно не реагировала.
– Ну что ты застыл? – соседка ткнула Семена в бок кулаком. – Видишь – жена помирает! Беги, вызывай скорую помощь.
Позвонив, тот вернулся к супруге. Помыв и переодев ее в чистое, двинулся к двери.
– Если спросят, то я неделю дома не появлялся, – бросил Семен на ходу.
Соседка в ответ лишь недоуменно пожала плечами. Причину бегства мужчины она поняла, только когда приехала «скорая», а вслед за нею – полиция.
Помочь Лене врачи не смогли: слишком поздно. Им оставалось лишь констатировать смерть, которая наступила в результате множественных травм. Женщину забили до смерти, но, как позже выяснилось, Лена скончалась не сразу. Целых два дня она страдала от боли, однако так и не обратилась за помощью ни к врачам, ни в полицию. Может, боялась Семена или, напротив, любила и не хотела, чтобы его посадили? Муж ведь и раньше избивал Лену, а она покорно терпела. К сожалению, так поступают многие жены, а мужья этим пользуются.
Шекспиру и не снилось
На учете у городских участковых состоит около тысячи семейных дебоширов. То есть примерно на тысячу двести добропорядочных омичей приходится один отморозок, у которого чешутся руки.
– Чаще всего мужья причиняют телесные повреждения своим женам, находясь в состоянии алкогольного опьянения, – поясняет заместитель начальника отдела участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних УМВД России по г. Омску Серик САБИТОВ. – А также из ревности.
К примеру, один из таких вот семейных тиранов нигде не работал, жил за счет гражданской супруги и «в благодарность» за это учил ее уму-разуму с помощью кулаков. Однажды он пришел домой подшофе и устроил жене сцену ревности. Та попыталась что-то сказать в оправдание, но муж был настроен решительно и не стал слушать. Жестоко избив свою ненаглядную, он бросил ее на полу в коридоре и ушел спать. До утра женщина не дожила.
Однако эта история скорее исключение, нежели правило, как и трагедия с Леной. Сотрясение мозга, перелом носа и челюстей – вот самые распространенные травмы у жертв домашних агрессоров. При этом жаловаться на супруга-тирана в нашей культуре не принято. Бьет – значит любит, и вообще, сама виновата. Воспитанная в этих традициях женщина начинает искать причину всех бед не в муже – в себе. Зачем, почему? А ей так удобнее.
Оправдывая супруга, жена убеждает себя, что все хорошо и ничего страшного не случилось. Ну ударил, так ведь за дело! Надо ли говорить, что подобное поведение провоцирует новые избиения? Муж понимает, что ему все простят, и уже не сдерживает себя. Он бьет жену по поводу и без повода. К примеру, за то, что не так рубашку погладила, не так взглянула или пошла в гости к подруге без разрешения. Супруга же терпит, лишь бы не выгнал, не бросил. Как говорится, попала белка в колесо – пищи, но беги. И ведь бежит в напрасной надежде перевоспитать своего благоверного.
Стокгольмский синдром
Кухонные боксеры – так окрестили в народе семейных дебоширов.
– Это несчастные люди, которые не знают, что такое любовь, уважение и чувство собственного достоинства, – считает психотерапевт Валерий БАБИКОВ. – Чтобы почувствовать себя сильнее, значительнее, они ищут тех, кто слабее, и самоутверждаются за их счет.
Например за счет женщин, которые продолжают любить супругов-тиранов, несмотря на постоянные издевательства и побои. Может быть, потому, что из-за психологической травмы жертва отождествляет себя с тем, кто ее бьет. Такой вот стокгольмский синдром, если, конечно, так можно сказать. Но есть и другая причина, почему подобные браки не распадаются.
Конечно, жена – не рабыня и ничто не мешает ей бросить мужа-тирана. Только сказать себе: «Стоп, так жить больше нельзя!» – и уйти получается не у всех. Общие дети, квартира, маленькая зарплата и просто боязнь одиночества не дают многим женщинам решиться на этот шаг. Они думают, что мужа все-таки можно исправить и он снова станет добрым и ласковым, каким казался до свадьбы. Но это – иллюзия.
– Если муж избил жену хотя бы два раза, он никогда не сможет остановиться, – уверен Валерий Геннадьевич. – И перевоспитать его уже не получится.
Единственный выход – бросить такого супруга, и чем скорее, тем лучше. Счастливой жизни с ним не построишь, его не исправит даже тюрьма. К примеру, муж Лены уже отбывал срок за избиение гражданской супруги, но, видно, не помогло. Освободившись условно-досрочно, он взялся за старое. Лене это стоило жизни. Наверное, все же права народная мудрость, что сорняки надо выпалывать с корнем. А если жалеть, то они снова заколосятся.
КОММЕНТАРИЙ
Серик САБИТОВ, заместитель начальника отдела участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних УМВД России по г. Омску:
– Сообщения о семейных скандалах поступают к нам ежедневно, и мы на все реагируем. Ночью по таким сообщениям выезжает наряд ППС, а днем выходит участковый.
Не нужно терпеть издевательства и побои. Если вы стали жертвой насилия, сразу же обращайтесь в полицию. Наберите «02» или звоните по телефону доверия УМВД России по Омской области: 79-33-04.
Знаете ли вы, что…
– насилие в той или иной форме наблюдается почти в каждой четвёртой российской семье;
– две трети умышленных убийств обусловлены семейно-бытовыми мотивами;
– ежегодно около 14 тысяч женщин погибают от рук мужей или других близких;
– до 40 процентов всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях.
*
|