Блаженная схимонахиня Марфа была наиболее известной, но не единственной юродивой, подвизавшейся в Ивановском монастыре при Михаиле Феодоровиче. Так, 26 сентября 1642 года Евдокия Лукьяновна подает 16 алтын 4 деньги «уродивой старице Ивановского монастыря Анне».
Выходы в монастырь 29 августа совершались и при царе Алексее Михайловиче. Однако в связи с ростом значения села Коломенского в качестве загородной резиденции в этот день царь нередко посещал литургию в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Его выходы в Ивановский монастырь Дворцовые разряды отмечают в 1647-1649 и 1651-1653 годах 68. Об изменении установившейся традиции свидетельствует запись 1660 года: «К празнику к Иванну Предотечи в Ивановской монастырь выходу Государю не было; а был Государь в Коломенском». «В селе Коломенском, в церкви Иванна Предотечи, что в Дьякове обедни слушал государь» и в следующем, 1661 году69. Однако в 1662-1663 годах царь снова был у праздника в Ивановском монастыре. Место выхода государя 29 августа менялось, как показывают другие записи, и в последующие годы7°. Подобное положение сохранялось, видимо, и при Феодоре Алексеевиче. Вероятно, выходы к празднику 29 августа в Ивановский монастырь стали снова более регулярными при царе Иоанне Алексеевиче, брате и соправителе Петра 1, именины которого праздновались 29 августа. На особую связь этого царя с Ивановским монастырем косвенно указывает запись царских выходов в год его рождения.
Валеные сапоги
Вот письмо, адресованное монахине Варваре Барановой в Ивановский монастырь: «Премного уважаемой Дочери нашей Варваре Ивановне от родителей Батюшки Ивана Филипповича и от Матушки Авдотьи Терентьевны ниский поклон и желаем от Господа Бога доброго здоровья и всякого благополучия. Уведомляем что сестра Аня скончалась и отказала вам долго жить. Просим милости на похороны. Другое письмо было адресовано к монахине Евдокии Нестеровой на хутор:
«Дорогой моей дочке, Авдотье Семеновне, от Батюшки вашего Семена Алексеевича, во первых строках моего письма спешу послать тебе свое нижайшее почтение и ниский поклон и желаю я тебе здоровья Дуня, всего хорошего от Господа Бога и доброго здравия». Далее отец пишет, что посылает дочери «валеные сапоги»> (валенки): «Немедленно посылаем тебе Дуня что просишь.
Еще одно письмо той же монахине Евдокии Нестеровой прислала ее мать:
«Любезной моей дочке Авдотье Семеновне от мамаши вашей Марфы Петровны. Посылаю я тебе свое нижайшее почтение и с любовью ниский поклон и желаю я тебе любезная дочь моя всего хорошего от Господа Бога доброго здравия и душевного спасения. Посылаем мы тебе все вообще по нижайшему почтению и по ниско- му поклону от [перечисляются поименно все «сестрицы и братцы», невестки и золовки «и с детками»]. Семейное наше положение покудова все похорошему крестьянская работа идет своим чередом.
|