В 1920 году в зданияхДворца случился сильный пожар, а в 1928 году во время ремонта в помещении бывшей церкви были выломаны столбы, сняты балконы и устроен большой актовый зал, оформленный архитектором И. А. Ивановым-Щицем в стиле модерн. В это же время со здания Корделожи сняли церковные купола. Последние фотографии ансамбля с куполами сделаны в 1927 году.
В 1938 году в Москву, в здание бывшего Воспитательного дома перевели из Ленинграда одно из старейших российских военных учебных заведений – Военную академию им. Ф. Э. Дзержинского, ведущую свою историю от Михайловской артиллерийской академии 4°. Сейчас эта академия носит имя Петра Великого. На следующий год по проекту архитектора И. И. Ловейко началось строительство второго «Квадрата», законченное только в 1970-х годах 4.
В помещении бывшей церкви по-прежнему расположен актовый зал, перестроенная часовня используется под хозяйственные нужды. Открытие храма в Академии не предполагается. Вблизи Воспитательного дома, рядом со зданием Опекунского совета, расположена старинная усадьба 42, сменившая множество владельцев. Заложена она была А. Н. Нарышкиным, построившим в 1770-х годах каменный дом на линии улицы Солянки 4з. К началу XIX века при новом владельце Рюмине возвели боковые флигели, соединив их с главным домом полукруглыми хозяйственными пристройками44 После 1812 года пострадавшая от пожара усадьба была продана ведомству Воспитательного дома, перестроена архитекторами Д. И.Жилярди и А.Г. Григорьевым в стиле ампир.
Стопа Пресвятой Богородицы из Почаева
На его внешней стороне выгравирована надпись «Святый Великий Пророче и Крестителю Спасов Иоанне, моли Бога о нас». Видимо, он являлся мерой главы св. Иоанна Предтечи, наподобие меры св. Гроба Господня или меры стопы Пресвятой Богородицы из Почаева. Судя по описям старого храма и часовни при Святых вратах, в i860 году такой реликвии в обители не было. Вероятно, она появилась уже после перестройки монастыря. Как известно по воспоминаниям Гилярова, во время перестройки местом празднования Усекновения главы Иоанна Предтечи стал храм Владимира в Старых Садех. Отец Гилярова, настоятель этого храма, начал обвивать венчик вокруг главы св. Иоанна Предтечи на иконе Усекновения Главы красными нитями длиной в три аршина. Эти нити, ставшие мерой главы и символом мученической смерти Крестителя Господня, богомольцы уносили с собой. Вероятно, после открытия Ивановского монастыря этот обычай получил развитие, и вместо нитей был изготовлен медный обруч333
Появившись в преддверии кровавой смуты, эта реликвия стала образом мученического венца, которого сподобились многие насельницы и клирики Ивановского монастыря во время гонений, а также те, для которых закрытый богоборческой властью Ивановский монастырь стал узилищем, местом страданий и мученической кончины.
Ивановский монастырь в эпоху гонений К 1917 году в Ивановском женском монастыре проживало 44 монахини и 33 рясофорные послушницы.
|