В основной конкурсной программе было представлено разноплановое кино, а победителем в этом году стала самая безбашенная работа – кроваво-романтическая картина Александра Вартанова «Дачники».
Основу фестиваля составили три конкурсные программы кинематографических дебютов: игровая «Движение. Вперёд», документальная «Движение. Жизнь» и короткометражная «Движение. Начало». Ещё до начала фестиваля организаторы обещали самую осознанную и компактную программу за все четыре года, а программный директор Стас Тыркин заявил, что будет всякое, но не будет скучного. На деле его слова оказались справедливыми лишь отчасти.
В основном конкурсе «Движение. Вперед» участвовало семь картин – и они действительно были разноплановыми. На одном сеансе зрители могли увидеть лиричную и очень медитативную грузинскую драму Вано Бурдули «Лето замерзших фонтанов»; на другом – «Городские птички», кино выпускницы французской школы La Femis Юлии Белой про любовную жизнь трех девочек в условном жанре «не очень-то удачный секс в так себе городе»; на третьем – необычайно кровавый, но и не менее красивый фильм режиссера Александра Вартанова «Дачники», после которого некоторые зрители, слегка ошалев от обилия смертоубийств и сладострастия, могли выражать эмоции только матом.
Вечером на экране – «Феррум», дебют якутского режиссёра Прокопия Бурцева, балансирующий между гангстерским кино и мистическим триллером, при этом на удивление спокойный и ограниченный в жестокости, который при довольно скромном бюджете можно укорить лишь за излишний хронометраж; а на следующий день – снятая непонятно зачем писателем Владимиром Козловым удивительная в своей нелепости картина «Аномия», где плохо буквально всё – начиная с картинки, звука и ужасно неловких и скованных артистов, которые явно стесняются камеры, заканчивая потугами режиссёра на примитивное морализаторство и вялое обличение общественных пороков. Владимир Козлов в начале фильма радостно сообщил, что бюджет картины составил около ста пятидесяти тысяч рублей, и это как раз тот случай, когда хочется сказать: «Оно и видно» – шестьдесят семь минут фильма превращаются в бесконечность и опровергают слова Тыркина о том, что скучно на фильмах фестиваля быть не должно.
Среди участников основного конкурса был и выходец из Омска: выпускник ОмГУ, бывший режиссёр «12 канала» Борис Гуц, благополучно уехавший в столицу несколько лет назад, представил картину «Арбузные корки», разговорную драму с элементами эротики. Очередная новость в духе «омский режиссер снял новый фильм» до сих пор автоматически означает, что смотреть это будет невыносимо на физическом уровне, – но режиссер Борис Гуц, кажется, сумел преодолеть эту порочную практику. Как минимум, после «Аномии» работа Гуца стала звуковым и визуальным пиршеством – потому что картинка и звук были сделаны на профессиональном уровне, хочется сказать – «как в большом кино».
Из трех главных артистов фильма претензии могут быть лишь к самому известному – музыканту и поэту Евгению Алёхину, который принес на экран слишком много себя: привычный его образ разочарованного и циничного интеллектуала с тягой к спиртному вполне вписывается в картину, но финальный монолог героя из пронзительной исповеди превращается в попытку рассказать как можно более жёсткую и шокирующую историю. И если обычно у Алёхина такие истории получаются, то здесь его намерение ошарашить всех этой жёсткостью настолько явное, что не даёт погрузиться и поверить в трагедию персонажа.
Что до Бориса Гуца – то он, как и многие дебютанты, слегка переборщил с хронометражем, немного перестарался с детальным повторением одного и того же эпизода, который показывается глазами каждого персонажа, но судить строго режиссёра не очень хочется: перед нами всё-таки дебют, искренне и по-настоящему ругать начнём второй фильм, если будет повод.
– Это фестиваль дебютов, поэтому главный приз мы хотим отдать самому безбашенному, радикальному фильму «Дачники», – сказал на закрытии фестиваля председатель жюри основного конкурса Валерий ТОДОРОВСКИЙ, вручая приз режиссёру Александру Вартанову. Фильм также получил приз за лучшую мужскую роль, который забрал театральный актер Алексей Маслодудов, и награду за операторскую работу (Сева Каптур, Денис Клеблеев, Иван Барановец, Иван Финогеев).
Приз за лучшую режиссерскую работу получила Юлия Белая, а её картина «Городские птички» была отмечена наградой за лучшие женские роли (Евгения Афонская, Евгения Громова, Анна Воркуева) и призом зрительских симпатий. Грузинской ленте «Лето замерзших фонтанов» режиссера Вано Бурдули досталась награда за лучший сценарий. Лучшим короткометражным фильмом была названа лента Натальи Назаровой «Светлячок», а победителем конкурса неигрового кино стала картина «Собиратели морской травы» режиссера Марии Мурашовой.
Приехавший на церемонию закрытия фестиваля министр культуры РФ Владимир МЕДИНСКИЙ назвал кинофорум «первым шагом в правильном направлении созидания нового российского кино».
– Мне кажется, на фестивале «Движение» нам надо задуматься о том, что мы не можем вечно жить воспоминаниями о великом советском кино, нам необходимо новое молодое кино, яркое, говорящее о современных проблемах современным языком, – отметил министр. – Пусть будут какие-то творческие неудачи, ошибки – их всегда можно исправить. Главное – двигаться вперёд. Тогда, наконец, сбудется моя стародавняя мечта: с чистой совестью, ненасильственным методом мы сможем ввести квотирование в кинотеатрах: заставить наши кинотеатры хотя бы процентов 20 своих сеансов в целях ознакомления с мировой индустрией отдавать Голливуду, потому что всё остальное будет занято российским кино.
После церемонии закрытия министр культуры принял участие в закладке камня будущего памятника актеру Михаилу Ульянову. Памятник планируется открыть в следующем году, во время пятого кинофестиваля дебютов «Движение».
**
|