Так или иначе, церковь, описанная Мартыновым, была явно старше 1547 года, о чем свидетельствуют ее архитектурные формы, а также кирпич, который описал И. М. Снегирев: «.стены сложены из крепостных кирпичей» ". Подобный кирпич чаще употреблялся в первой половине XVI века. Бесстолпные храмы, построенные на московском посаде после пожара 1547 года, возводились из маломерного кирпича, на что в соответствующих случаях также указывает И. М. Снегирев. Так, например, описывая церковь Николы Красный звон 1560/61 года, он отмечает: « .квадратное ею здание, скраденное из тонких кирпичей.» 12 На наш взгляд, строительство каменной церкви Ивановского монастыря следует отнести не к середине XVI столетия, а к его началу, скорее всего – к 1510-м годам, т.е. к периоду работы в Москве итальянских мастеров.
К этому же времени летопись относит и строительство церкви, стоявшей за Москвой- рекой, на том месте, где, как принято считать, первоначально располагался Ивановский монастырь. В 1514 году Алевиз Фрязин возводит здесь каменную церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи («за рекою. под Бором», «за Москвою рекою, за Болотом во граде Москве»,з), которая была торжественно освящена в день своего храмового праздника в 1515 году (29 августа 7023 года) 4. Тот факт, что в 1514 году летописи сообщают лишь о строительстве церкви, не упоминая монастырь, позволил исследователям сделать вывод, что к этому времени он уже был переведен на КулишкиЧ Однако сообщение о строительстве каменного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи за Москвой-рекой в 1514 году не может быть принято безоговорочно.
Покровители лошадей
Кроме того, с конца 1992 года приход храма занимается восстановлением Ивановского девичьего монастыря. Церковь Трех Святителей Вселенских на Кулишках Над южным склоном Ивановской горки возвышается храм во имя Трех Святителей Вселенских – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста , – сохранивший в своем названии древнюю топографическую привязку: «что на Кулишках», «на Старых Кулишках», «у Старых конюшен». Последний топоним уточнял, что храм находился у великокняжеского конюшенного двора, упоминаемого в летописях с XV века2. Между тем, известно, что в XV-XVI веках на этом месте находилась другая церковь, во имя святых мучеников Флора и Лавра, которые принадлежали к числу самых почитаемых на Руси святых и считались в народе покровителями лошадей. Историки XIX века, а вслед за ними и М. И. Александровский, полагали, что эта церковь была построена на Кулишках, у Государевых конюшен, еще в XIV веке. Существует мнение, что именно она в 1380 году дала название Флоровским (Фроловским) воротам только что отстроенного белокаменного Кремля. Другого храма, посвященного святым мученикам Флору и Лавру, в этой части города в XIV веке не 6ыл04 Как известно из летописей, церковь Флора и Лавра у Конюшенного двора сгорела во время московского пожара 21 июня 1547 года5 Впоследствии ее престол был восстановлен, однако неизвестно, существовал ли он в виде отдельного храма или уже тогда стал приделом при церкви Трех Святителей, поскольку у нас нет никаких сведений о существовании последней в XVI веке.
|