Новый иконостас был четырехъярусным, в местном ряду его стояли иконы Святой Троицы, Благовещения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца. Шесть икон помещались по сторонам иконостаса по стенам храма, в том числе – бывшая храмовая икона мучеников Кира и Иоанна, а также иконы апостола Андрея, в день празднования которого Сербия получила независимость, и святителя Саввы Сербского.
Освящение возобновленного храма последовало 22 марта 1875 года. Как и в 1874 году, священнодействовал здесь епископ Алексий, которому сослужили архимандрит Савва и архимандрит Николо-Греческого монастыря Афанасий.
После освящения храма архимандрит Савва принялся за благоустройство самого подворья, которое должно было приносить доход Сербской Церкви. Уже в следующем, 1876 году он приступил к строительству трехэтажного жилого здания с подвалом, каменной торговой палатки и каменных одноэтажных нежилых сараев 1о8. На это строительство подворье в 1877 году получило ссуду 7000 рублей на 27 с половиной лет, под залог своих зданий и земли. Через год, по окончании работ, ему была выдана дополнительная ссуда в 23 000 рублей. По этим ссудам подворье вносило плату в 1275 рублей ежегодно. Необходимые средства на его поддержание приносили новые постройки. Трехэтажный дом сдавали в аренду (в 1880-е годы – московскому купцу Илье Ла- гутяеву), а нижний этаж двухэтажного дома, построенного еще причтом церкви Кира и Иоанна, – московскому купцу М. Ф.Тихомирову под мясную лавку.
Новый топоним
Последний раз церкви на Востром конце упоминаются при описании строительства китайгородских укреплений в 1534 году: « заложила град землен, от каменного града возле Неглимну к живоначалной Троицы на площадку, а оттоле на Васильевской луг х Козме и Дамьяну, к Москве реке, и возле реку Москву х каменой же стене приведоша» з6. Таким образом, вал со рвом пошли по направлению к церкви Космы и Дамиана, разрезая единое до того урочище. И если церковь Зачатия Анны на Востром конце оказалась в Китай-городе, а именно в его угловой части, образованной восточной и южной стенами, то храмы Воздвижения Креста Господня и Космы и Дамиана остались за пределами крепости. Последний раз эти храмы упомянуты в описании пожара 1547 года, во время которого они сгорели 37. Характерно, что после этого они не были восстановлены, вероятно потому, что при строительстве оборонительных укреплений лишились своих приходов.
Новый топоним – Угол – определял уже только угловой участок внутри китайгородской крепости, где находились церкви Зачатия Анны, «что в Углу», называвшаяся в конце XV века «на Востром конце», Николы Чудотворца, «что в Углу», затем уже в XVII веке – церковь Ирины Мученицы, «что в Углу». Можно предположить, что стены разделили и единое до этого урочище Глинищи.
|