В конце XVIII – начале XIX века тихие Кулишки были благословенным местом. Расположенная в самом центре Москвы, вблизи Москвы-реки и Яузы, местность эта утопала в садах, славилась соловьиным пением и чистым здоровым воздухом. На протяжении довольно долгого времени в Трехсвятительском приходе жили преимущественно дворяне, но ближе к концу века сюда стало проникать купечество. Так, в 1780-х годах Лопухины продали свою усадьбу Волконским, которые в свою очередь перепродали ее в 1792 году московскому i-й гильдии купцу Афанасию Абрамовичу Кирьякову. Вместе с отцом он торговал в Китайгородских рядах золотошвейным товаром 67. Новые владельцы перестроили лопухинские палаты и возвели вместо деревянных каменные флигели, располагавшиеся торцом к переулку6. До нашего времени дошел лишь северный флигель усадьбы, получивший статус памятника архитектуры. Уличный торец здания сохранил характерный для зрелого классицизма облик с оформлением подклета рустом, а основного этажа – портиками на пилястрах и трехчастными окнами. В 1785 году в церкви Трех Святителей отпевали владелицу самых древних палат на территории прихода – Акилину Хомутову 69. В XVIII веке эти палаты несколько раз перестраивались, и в их теперешнем облике хорошо заметны черты раннего классицизма. Наследники Хомутовой продали усадьбу генералу Маркову, а от него владение перешло к астраханскому купцу, армянину Матвею Красильникову.
Новые власти
Новыми властями было сочтено, что в наибольшей степени содержанию пленников соответствовали изолированные от внешнего мира московские монастыри. Первыми концентрационными лагерями, открывшимися в Москве в 1918 году, были три московских монастыря: Ивановский, Анд- рониковский и Новоспасский. Всего же с 1918 по
1922 год в Москве было оборудовано одиннадцать концлагерей различного типа.
О событиях этих лет стало известно по документам фонда Политического Красного Креста (ПКК) 68. На имя Е. П. Пешковой в ПКК приходило множество писем от заключенных Ивановского концлагеря (Ивановской тюрьмы). Письма-ходатайства писали люди «из бывших»: дворяне, лица, занимавшие до революции ответственные государственные посты, бывшие царские офицеры – все они томились здесь в качестве заложников. Сюда же привезли из Петрограда около двухсот участников «кронштадтского мятежа». Некоторым, по ходатайству Е. П. Пешковой, удалось освободиться, жизнь других закончилась трагически.
Бывшие насельницы Ивановского монастыря имели свои причины для тревог – так, немало волнений доставило им постановление Президиума Московского совета народных депутатов от 10 апреля 1919 года о немедленном («в трехдневный срок») выселении всех монахинь, проживавших на территории бывшей обители. Правда, на этот раз выселение не состоялось – районный отдел юстиции ходатайствовал о сохранении монастыря. Доводы, выдвинутые в его защиту, носили отчасти полицейский, отчасти коммерческий характер.
|