В окладных книгах сохранились и имена нескольких священников, служивших здесь в XVII – первой половине XVIII столетия: Григорий, Иван, Артемий, Акилла, Вонифатей, Стефан, Семен Григорьев, Козьма, Никита, Василей Романов, Василей Никитин, Василей, Николай Васильев, Иван Николаев.
Переписные книги Москвы второй половины XVII века, описывая застройку «у церкви Всех Святых», перечисляют не только дома священнослужителей, небогатых дворян и рядовых горожан, но и дворы именитых людей – стряпчего Дмитрия Семеновича Киреевского, князей Сергея Михайловича и Ивана Андреевича Мещерских, стольника Еропкина, стольников князей Михаила Ивановича Волконского
и Владимира Ивановича Волконского (возможно, братьев). В тех же источниках упоминается располагавшееся неподалеку подворье нижегородского Богоявленского монастыря 4.
У Варварских ворот стояли лавки стрельцов, избы богаделен, подворье Голутвина монастыря, а кроме того – дворы дворян Лодыженских, окольничего Андрея Васильевича Бутурлина, князей Ивана Романовича Ухтомского и Федора Шейдякова, возможно, также относившиеся к приходу Всехсвятской церкви 5. Логично предположить, что именно эти прихожане вкладывали значительные средства в поддержание храма и особенно в его перестройку в 1686-1689 годах.
Несохранившееся первоначальное завершение храма
Несохранившееся первоначальное завершение храма представлено в виде «горки» кокошников «в перебежку», что делает его похожим на многие храмы как конца XVI, так и первой третиXVII века – например, на Казанский собор на Красной площади или на церковь Покрова в Рубцове5.
Важным основанием для достаточно ранней датировки существующего здания церкви Всех Святых служила надпись на хранившейся там древней хоругви, которая сообщала о строительстве храма приходскими людьми в 1588 году. Ссылка на эту надпись впервые появляется в «Путеводителе к древностям и достопамятностям московским», изданном в 1792 году, а затем воспроизводится во многих подобных изданиях. Между тем, в другом путеводителе по московским церквям – 1796 года -дата в надписи приводится по летосчислению от сотворения мира как «лета 7196 [1687] ноября в 20 день» 1, что позволяет связывать эту надпись не со строительством храма, а с его твердо установленной очередной перестройкой.
Таким образом, достоверных сведений о сооружении каменной церкви Всех Святых на рубеже XVI-XVII веков не существует, отчего наиболее существенное значение для ее датировки получает анализ архитектурных форм. Исследователи нередко отмечали в декоре этого храма черты, типичные для годуновского зодчества рубежа XVI-XVII веков: филенчатые пилястры, расчленяющие стены четверика и апсиды, форму двухъярусной крытой паперти, декоративный пояс в карнизе между ярусами апсиды. Однако в том варианте, в котором они представлены в церкви.
|