Воспитательный дом предполагалось связать с городом только одними нарядными воротами, которые должны были выходить на Солянку. На набережной планировалось устроить водяные ворота и пристань. Стоявшие по периметру территории наружные корпуса (так называемое Окружное строение) предназначались под фабрики, мануфактуры и мастерские.
В центре участка должны были располагаться три соединенных переходами пятиэтажных здания. Главное из них, Корделожи (дословно – корпус здания), предназначалось для администрации дома, его руководящего органа – Опекунского совета и квартир служащих с кухнями. На флангах верхних этажей планировалось устройство двух храмов, которые посредством переходов должны были соединяться с двумя корпусами общежитий для мальчиков и для девочек. Церковь для девочек, как и все храмы при благотворительных заведениях, учрежденных Екатериной, посвящалась святой великомученице Екатерине, а церковь для мальчиков – мученику Иоанну Воину. Здания общежитий в форме каре были названы на плане «Квадратами». Вдоль аллеи, которая вела к Солянским воротам, должны были стоять корпуса родильных госпиталей, приемного и крестильного отделений.
Неприятельские войска
Как только неприятельские войска покинули Москву, священник Василий Герасимов просил позволения освятить для вседневного богослужения придел святых апостолов Петра и Павла, отмечая, что «иконостасы все три стоят на своем месте, престольные вещи, серебро и убрусы с икон сохранены, исключая малых сосудов и креста, свеч есть довольно, ризницы часть похищена, колокол большой упал, на трапезе крышка сгорела и никакого в церкви жительства не было»б7. Освящение Петропавловского придела совершили 27 ноября 1812 года, а на следующий год, 8 июля, освятили главный престол церкви. Освящение Казанского придела задерживалось, так как необходимо было получить новый освященный антиминс – прежний был похищен мародерами. Постепенно отстраивались дома прихожан: меньше чем за год возвели 5 домов 68. По указу консистории к церкви святых апостолов Петра и Павла, что у Яузских ворот, приписали два разоренных прихода: святителя Николая в Подкопаях и Всех Святых на Кулишках. Лишившись собственных домов, петропавловские причетники были вынуждены искать временное пристанище. Еще в ноябре 1812 года священник Василий Герасимов обратился к преосвященному Августину с просьбой разрешить им поселиться в помещении лавок в подклете церкви святителя Николая, что в Кошелях, сильно пострадавшей во время нашествия: « с наружности и во внутренности теплая [церковь] сгорела, утварь разграблена, священник убит, прихода нет».
|