Царь Петр безгранично доверял Головину и называл его своим другом. Узнав о кончине Головина, государь в соболезновании осиротевшему семейству подписался: «исполненный печали Петр».В перешедшей к нему от отца московской усадьбе на Кулишках Ф. А. Головин построил деревянные хоромы, а близ них в 1695-1698 годах возвел небольшую кирпичную домовую церковь, освященную во имя Казанской иконы Божией Матери (получить разрешение на устройство домового храма в конце XVII – начале XVIII века крупным вельможам, особенно обремененным возрастом и болезнями, было нетрудно).
Головинская церковь принадлежала к кругу памятников нарышкинского барокко. В пышности фасадного убранства она уступала другим известным домовым церквам своего времени – таким, как Знамения Богоматери на Шереметевом дворе, Успения в усадьбе Салтыковых на Чижевском подворье или мученицы Ирины во владении Нарышкиных, но была достаточно репрезентативна и выразительна. Ееосновной объем со скругленной восточной стеной, окруженный гульбищем, стоял на высоком подклете, обнесенном галереей-аркадой. Восьмерик, возможно, завершался ярусом звона, так как в документах есть упоминание о звоннице.
Владение Головина входило в состав прихода святых апостолов Петра и Павла, что у Яузских ворот, и домовый храм был приписан к нему. В 1702 году по челобитью Головина сюда определили молодого священника из Костромы Иосифа Иванова, который был рукоположен Патриархом Адрианом в 1696 году и назначен на место умершего отца в костромской храм пророка Илии.
Господь Саваоф
Иконостас придела Владимирской иконы Божией Матери, выполненный, вероятно, в 1780-е годы, в эпоху раннего классицизма, был «деревянный столярной работы, полуовальный, выгнутый внутрь храма, окрашен белой масляной краской и по местам украшен белой золоченной резьбой, с золоченными по сторонам местных икон колоннами в половину витыми царские врата с резной позолоченной резьбой с иконами Евангелистов и Благовещения». В местном ряду иконостаса располагались чтимые иконы Спаса Нерукотворного с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечей и Божией Матери «Знамение», по сторонам которой были изображены великомученик Прокопий, преподобные Мария Египетская и Домника, Архистратиг Михаил, святитель Николай Чудотворец, великомученик Феодор Тирон и преподобный Никита Столпник. По левую сторону Царских врат располагалась храмовая икона Владимирской Божией Матери, вставленная в «дску», на которой были изображены: вверху – Господь Саваоф, по углам – четыре евангелиста, по сторонам – два ангела, и внизу – Моисей перед Неопалимой купиной 79. Ее серебряный оклад был украшен жемчугом и мелкими стразами, а вверху венца вставлен золотой перстень с драгоценными камнями.
|