Шестой, как первый
Ставит новый спектакль петербургский балетмейстер Надежда КАЛИНИНА, в 2010–2012-м служившая под началом Бориса Ротберга главным балетмейстером Омского музыкального. В нашем городе она поставила гоголевскую «Шинель» и «Обнаженное танго» на музыку Пьяццоллы. Как сообщила Надежда, от директора театра ей поступил заказ: сделать балет на музыку Чайковского, юбилей которого в этом году отмечает вся страна. Плюс в Год литературы хотелось бы видеть артистов танцующими сюжет из книжной классики… Вариантов Калинина перебрала много, но решение ставить «Идиота» Достоевского пришло будто бы свыше: писатель, чья судьба связана с Омском и чья проза обнажает глубины человеческих душ, очень близок балетмейстеру.
– Я люблю все эти крайности, люблю оголять максимально: смеяться так смеяться! Мне близки эти безумные эмоции героев Достоевского, – призналась Надежда. – Конечно, эмоционально этот спектакль сложен для артистов, в том числе для кордебалета, здесь не прокатит «просто потанцевать». Каждый взгляд и поворот головы должен быть осмыслен, оправдан и понят. Я требовала, чтобы каждый прочитал роман, прежде чем приступать к репетициям. Надо сказать, балет с такими психологическими нюансами я ставлю впервые. «Идиот» – моя шестая постановка, но такое ощущение, что первая. Не стоит воспринимать балет как попытку пересказа гениального романа Достоевского. В нашем жанре свои законы: я трансформирую текст в танец, вычленяю каких-то персонажей, укрупняю, иногда могу и придумать. Да, в спектакле музыкального театра будут персонажи, которых нет в романе.
Акцент на женщину
Изюминкой новой постановки будут два состава, благодаря чему театр получит почти два спектакля в одном: разный князь Мышкин плюс разная Настасья Филипповна – равно два совершенно разных по эмоциональной окраске (а порой и по хореографическим нюансам) балета. Главного героя танцевать будут солисты Сергей Флягин и Андрей Матвиенко: первый, по словам Калининой, более открытый и эмоциональный, второй – сдержанный, наполненный внутренними переживаниями.
– Похоже, я буду жребий кидать, кто из них будет на премьере: не могу взвесить, весы уравновешиваются, – смеется балетмейстер. – Тем не менее у нас есть один незаменимый герой – Рогожин в исполнении Валентина Царькова, мы преклоняемся перед ним: он делает одну партию с двумя разными Настасьями (Нина Маляренко и Анна Маркова. – Прим. ред.) и находит общий язык с обеими. Кстати, видимо, в силу того, что я хореограф женского пола, акценты в спектакле смещены именно в сторону Настасьи Филипповны: это для меня это важнейший персонаж. Ее роль тоже очень сложная: эмоциональная, психически неуравновешенная, суицидальная героиня, которая не стоит на ногах в этой жизни, которую князь Мышкин будет спасать… Девочкам приходится несладко. Для меня «Идиот» – психологическая драма, но мы в афишах обойдемся просто «балетом». А главная его идея – спасение души человеческой.
ЦИФРА
Около 150 костюмов сшито для артистов балета «Идиот»
*
|