С отцом Серафимом и его общиной был связан целый круг близкого ему по духу духовенства. В начале 1920-х годов отцу Серафиму прислуживал в алтаре будущий священник Владимир Криволуцкий, а перед 1928 годом здесь служил отец Алексий Габрияник, женатый на дочери известного литургиста А. П. Голубцова, который был рукоположен Патриархом Тихоном и попал под запрещение за отказ поминать советскую власть.
Решающим событием в истории общины отца Серафима стала декларация митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года, призывавшая к поминовению гражданской власти, к включению Церкви в гражданскую жизнь советского государства и, таким образом, косвенно призна
вавшая законность репрессий по отношению к духовенству. После ее публикации приход церкви Кира и Иоанна вместе со своими пастырями вышел из канонического общения с заместителем Местоблюстителя Патриаршего Престола.
В 1928 году отец Серафим ушел в затвор 121 , продолжая тайно окормлять общину. В том же году, когда начались аресты «непоминающего» духовенства, был арестован отец Алексий Габ- рияник. В конце 1920-х -начале 1930-х годов в храме служило единомышленное с отцом Серафимом духовенство: с 1928 года – отец Дмитрий Крючков, ставший настоятелем после ухода отца Серафима, а с 1929 года – иеромонах Троице- Сергиевой лавры отец Иеракс (Бочаров), отец Алексей Козлов и диакон отец Виктор Щеглов.
Центральные окна
При этом маломерный кирпич, обнаруженный в нижних рядах кладки подклета, мог быть вторичного использования, как это, например, произошло в другом храме 16зо-х годов – церкви Вознесения на Большой Никитской (Малое Вознесение») °.
Следующим этапом в истории храма на Кулишках стало строительство с его южной стороны придела пророка Наума в 1662 году. Однако самые значительные изменения в облике церкви произошли в конце XVII столетия. В 1687-1689 годах, после очередного пожара, были переложены своды и глава четверика, в результате чего храм получил завершение в виде стенки с ложными кокошниками и был перекрыт четырехскатной кровлей. Центральные окна на северном и южном фасадах были расширены и обрамлены тонкими колонками и белокаменными раковинами вместо сандриков. Возможно, тогда же к приделу с юга была пристроена трапезная с новой галереей, а с северо-запада – трехъярусная восьмигранная колокольня” . После пожара 1737 года с севера- запада были заложены аркады ранее открытой галереи, а к концу XVIII столетия подклети храма оказались под мощным слоем посыпного грунта, постепенно увеличивавшегося в течение XIX столетия. Менее значительные ремонтные работы и подновления продолжались и в дальнейшем, о чем будет сказано ниже. Проведенная в 1970-х годах архитектурная реставрация храма, насколько это было возможно, вернула ему облик, сложившийся к концу XVII столетия. Внутреннее убранство церкви, за исключением стенной росписи, – работа мастеров последних лет.
|