Во второй половине 1770-х годов в составе причта Петропавловского храма произошли некоторые изменения. В апреле 1778 года в возрасте 35 лет скончался брат настоятеля, диакон Петропавловской церкви Андрей Подобедов. Прихожане Петропавловского храма (княгиня Наталья Щербатова, Афанасий Пельский, Анна Феоктистова, купцы Иван Шапошников, Игнатий Свешников, Александр Лихонин) выбрали на диаконское место дьячка Федора Михайловича Иванова из храма святых Кира и Иоанна на Солянке. Сын священника села Софьина Пехрянской десятины Московской епархии, Федор Иванов получил место в Москве лишь в 1777 году54. В Петропавловском храме он прослужил около четырех лет, после чего стал священником в Никитской церкви села Софьина, где долгие годы служил его отец. Таким образом, приход опять оказался без диакона. Прихожане, в числе которых появились новые люди – майорша Надежда Щербакова, прапорщица Наталья Нащокина, живописец по финифти Сидор Черепанов, купцы Петр Харин и Алексей Клушин, предложили на это место новую кандидатуру – дьячка церкви Архидиакона Стефана, что за Яузой, Андрея Алексеева. Одновременно архиепископ Платон получил прошение от дьячка церкви Успения на Остоженке Василия Иакимова, который также хотел занять освободившуюся диаконскую должность. Из двух кандидатов владыка Платон выбрал Василия Иакимова 55, а дьячку Андрею велел «за его младостью отказать».
Архитектор Дмитрий Балашов
Из высокопоставленных обитателей прихода в них названы: бригадир граф Стефан Федорович Толстой с женой Александрой Николаевной (урожденной Щербатовой), 11 детьми и 51 служителем, бригадир Александр Васильевич Истлентьев с семьей и 67 служителями, генерал-майор Петр Никифорович Ивашов с 13 служителями, статская советница вдова Елена Владимировна Карачинская, надворный советник Петр Александрович Чириков с 8 служителями и генерал-лейтенант Герасим Алексеевич Багрин с 14 служителями. Оставшиеся три двора из одиннадцати занимали купцы с многочисленными жильцами. Всего же в приходе проживало около 250 человек.
Холодный летний храм был построен в течение 1804-1805 годов. Как видно на плане 1806 года, его основной объем имел крестообразную форму и завершался невысокой купольной ротондой со световым барабаном и главой в центре. С запада к храму примыкали построенные ранее трапезная и колокольня, причем, сообразуясь с расположением «на стрелке», то есть на углу между двумя улицами, трапезная к западу сужалась, а высокая и стройная колокольня располагалась на ее острие. Боковые фасады церкви украшали пилястры, а основной объем – четырехколонные тосканские портики с полукруглыми окнами над ними. Ремонты, осуществлявшиеся в течение XIX столетия, изменили декоративное убранство некоторых частей храма, однако основа его объемнопространственной композиции сохранилась,
свидетельствуя об оригинальности творческого замысла архитектора Дмитрия Балашова.
|