Уже 23 октября ЦГРМ подготовили ответ, в котором говорилось, что «с их стороны нет возражений против разборки церкви Преображения на Лубянском проезде, с предварительным фотографированием и обмерами». Аналогичное заключение Новстромтрест получил 26 октября из сектора науки НКП. Такой быстрый положительный ответ из органов охраны и реставрации памятников архитектуры и искусства объясняется репрессиями ОГПУ, обрушившимися в 1929-1930 годы на сотрудников этих учреждений как на «социально-чуждый контрреволюционный элемент». Многие достойные люди, благодаря усилиям которых были спасены уникальные памятники русского искусства и культуры, именно в это время оказались в лагерях и ссылках. 17 октября 1930 года административный отдел МОИКа поддержал ходатайство Нов- стромтреста закрыть Спасо-Преображенский храм и провести снос церковного здания. Отдел сообщал, «что указанная церковь находится в пользовании небольшой группы верующих, с небольшой посещаемостью, так как здание находится в центре торгово-промышленных и др. советских учреждений. Группа верующих может быть безболезненно переведена в церкви Всех Святых на Варварской площади или Кира и Иоанна на Солянке»ISI. После постановления Президиума Мособлсовета о закрытии и сносе церкви представители административного отдела пришли в церковь и зачитали его отцуАркадию Пономареву и членам церковного совета. Приход принял решение оспаривать это постановление в секретариате ВЦИк.
Армия Наполеона
В 1811 году по благословению митрополита Платона и по указу преосвященного епископа Дмитровского Августина (Виноградского) в составе причта Преображенской церкви опять появился диакон. Им стал сын настоятеля храма, выпускник богословского отделения Московской духовной академии Николай Петрович Тихомиров, поселившийся со своей супругой в каменном двухэтажном доме спасского причта.
2 (14) сентября 1812 года в Москву вошла армия Наполеона. Во время опустошительного пожара, уничтожившего две трети города, начались погром и мародерство французских войск. Нередки были случаи прямого святотатства, кощунственного отношения к православным святыням. Церкви подвергались разорению и разграблению. Неприятельские солдаты срывали драгоценные ризы с чудотворных икон, забирали их ценный приклад, похищали древнее золотое и серебряное шитье, выламывали иконостасы, оскверняли святые антиминсы, грабили церковные кассы. Пастырей, пытавшихся спасти храмы от разграбления, нередко жестоко избивали, вплоть до смерти. Многие священники в это время сознательно оставались в городе, чтобы уберечь святыни и духовно окормить оставшихся в разоренной Москве жителей. Среди них был и почтенный протоиерей храма Спаса Преображения на Глинищах Петр Семенович Тихомиров.
Отец Петр в меру своих сил (в 1812 году ему было 66 лет) пытался сберечь церковное имущество.
|