Пекин перешел к угрозам из-за возможного отказа ЕС признать Поднебесную рыночной экономикой
Во время встречи представителей Европейского Союза и Китайской Народной Республики на саммите 12-13 июля в Пекине важную роль сыграл вопрос признания КНР страной с рыночной экономикой. В течение вот уже длительного времени Пекин добивается от Брюсселя предоставления такого статуса. В Евросоюзе же опять нет общей точки зрения на эту проблему, пишет Deutsche Welle, информирует еizvestia.com.
11 декабря 2001 года Китай вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО). Тот факт, что такая большая мировая экономика подчинилась правилам ВТО, можно назвать настоящим успехом мировой торговли. Но для самой КНР и ее партнеров это было изначально «обоюдоострым мечом». Резкое снижение импортных пошлин поставило китайские предприятия под угрозу. Другие же страны начали опасаться быть перегруженными товарами с пометкой «Сделано в Китае». Поэтому, во избежание возможных торговых споров, в ходе переговоров о вступлении в ВТО было установлено особое регулирование и переходные сроки.
Одна из таких регулировок (пункт 15 договора о вступлении) предусматривает, что КНР в течение 15 лет не сможет получить статус страны с рыночной экономикой. Преимуществом при этом служила возможность торговым партнерам легче нарушать антидемпинговые процедуры против китайских предприятий и устанавливать в высшем объеме ограничения на китайские товары.
В конце декабря переходный период заканчивается. КНР настаивает на том, чтобы к тому времени ее признали страной с рыночной экономикой. Китай не видит при этом потребности в дополнительных дискуссиях – этот статус он должен вступить автоматически. Еврокомиссия также придерживается подобного мнения. Но Европарламент сих пор не может определиться в этом вопросе. В мае парламентарии решили задержать решение о предоставлении Китаю статуса страны с рыночной экономикой, и тем самым не упрощать торговые условия. Причиной послужило обострение так называемого стального конфликта.
Европейские производители обвиняют Китай в том, что тот продает стальную продукцию на мировом рынке по демпинговым ценам, и таким образом под угрозой оказалась большое количество рабочих мест в Европе. Дешевые стальные изделия с пометкой «Сделано в Китае» действительно оказывают давление на черную металлургию ЕС. После того как внутренний спрос больше не растет в таких же объемах, как и ранее, китайские стальные концерны также борются за выживание. Они пытаются сбыть избыточное производство стали на мировой рынок. Правительство Пекина планируют взять под контроль проблему перепроизводства, но не заинтересовано в том, чтобы слишком строго ущемлять отечественную промышленность.
Сейчас Еврокомиссия встала перед дилеммой: какое бы решение ни было принято, одна из сторон – Европарламент или КНР – будет оскорбленной. Несмотря на то, что вотум парламентариев не является обязательным, в напряженной атмосфере после референдума о выходе Великобритании из ЕС Еврокомиссия дважды обдумает прежде чем проигнорировать решение евродепутатов. Кроме того, если Китая получит путем присвоения статуса страны с рыночной экономикой упрощенные условия торговли, Еврокомиссия все же потребует согласия Европарламента.
С другой стороны, отказав Китаю, ЕС рискует быть наказанным Поднебесной. «Европе нужно дважды подумать, прежде чем принять окончательное решение о предоставлении Китаю статуса страны с рыночной экономикой», – предостерегло после резолюции Европарламента государственное китайское агентство Xinhua.
Вследствие такого спора сильно пострадать может немецкая автоиндустрия. До сих пор она зарабатывала немало денег на китайском рынке. С китайской стороны предостерегают: так будет в дальнейшем. При этом уже начинают говорить даже о настоящей торговой войне. Но от обострения торгового конфликта пострадает и сам Китай, поскольку ЕС является основным торговым партнером КНР.
|