Содержание:
От агрессивного поведения со стороны пациентов не застрахован никто – ни врачи скорой медицинской помощи, которые выезжают ко всем, ни доктора специализированных учреждений, к которым можно попасть строго по записи. Возможно, образумить людей сможет законопроект, находящийся на рассмотрении в Комитете по охране здоровья граждан Государственной думы РФ. Если его примут, то изменится правовой статус врачей, и конфликт с пациентом перейдёт совсем на другой уровень.
Терпение лопнуло
Инициатором данных изменений выступили представители скорой медицинской помощи, что не удивительно, ведь им чаще всего приходится оказывать помощь в экстремальных ситуациях, при этом отказаться от пациента они не могут. Но когда эта идея вышла на всеобщее обсуждение, оказалось, что врачи подвергаются нападению пациентов или их родственников практически во всех учреждениях здравоохранения. А значит, защищать нужно не только скорую, но и всю медицинскую общественность.
– Действительно, проблема очень серьезная, и она актуальна для нашего региона, – отметила юрист Омской региональной ассоциации врачей Людмила БЕССОНОВА. – С 2013 года мы отмечаем рост жалоб со стороны медработников. Это и агрессивное поведение пациентов во время приема, и оскорбления различного рода, и даже нападения. Сталкиваются с этим не только врачи скорой помощи и кабинетов неотложной помощи, но и средний медперсонал, а в последние годы были обращения и от узких специалистов, работающих в специализированных учреждениях.
Несколько раз законопроект о наказании для пациентов при нападении на медработников, исполняющих свои должностные обязанности, отправлялся на доработку. Но в конце прошлого года все необходимые материалы вновь были поданы в Комитет по охране здоровья граждан Государственной думы РФ. В этот раз специалисты учли все замечания и очень надеются на положительное решение депутатов.
rachaПсихология не поможет
Министерством здравоохранения РФ, Омской региональной ассоциацией врачей и другими организациями разработаны специальные памятки для медицинского персонала, как вести себя в случае нападения или оскорбления пациентами. Однако, как признается главный врач Станции скорой медицинской помощи Максим СТУКАНОВ, существуют такие моменты, когда на психологию нет времени.
– Применять инструкции психологического плана некогда, у нас в минутах все измеряется, у нас же теперь каждый с секундомером скорую ждет, даже если ее где-то не пропускают, даже если снегопад, – добавил Максим Михайлович. – Бригады сегодня должны работать быстро.
Если врач приезжает на вызов и понимает, что ему грозит опасность, то, по правилам, скорая помощь должна удалиться не безопасное расстояние, вызвать полицию и вместе со стражами порядка вновь прийти к пациенту. Сколько времени это займет, никто не знает, а ведь жизнь не останавливается.
В БСМП № 2, чтобы не возникало лишних вопросов, было решено установить в приемном отделении камеры видеонаблюдения. Теперь действия как врачей, так и пациентов находятся под пристальным вниманием камер. В случае конфликтных ситуаций записи передаются в соответствующие органы для дальнейшего разбирательства. Но, как показала практика, одной фразы «вас снимает камера» хватает, чтобы успокоить дебошира.
– Нас это уже много раз спасало, были критические ситуации, которые могли бы перерасти во что-то большее, если бы не видеонаблюдение, – отметил главный врач Городской клинической больницы скорой медицинской помощи № 2 Александр МУРАХОВСКИЙ. – В сутки через приемное отделение проходит сотня пациентов, многие из них в сопровождении, и еще не было дня, чтобы докторов кто-то не оскорбил. Закон нужен, чтобы люди понимали неотвратимость наказания.
Врачи скорой помощи в случае возникновения конфликтных ситуаций также могут снимать происходящее на вызове на видео, ведь все бригады оснащены планшетами. Кроме того, с нового года на них появилась так называемая тревожная кнопка, с помощью которой медики смогут позвать на помощь сотрудников специального отряда быстрого реагирования территориальных органов Министерства внутренних дел РФ. Пока необходимости в этом не было, врачи надеются, что и не будет.
Корень зла
Увеличение количества жалоб врачей на агрессивное поведение пациентов произошло практически одномоментно по всем службам – с 2012 года. И причин этому специалисты видят сразу несколько. Так, много проблем возникает у молодых медработников, поскольку они сталкиваются с конфликтными ситуациями только на работе. А такие ситуации должны моделироваться во время учебы. Еще одна проблема современного поколения – они не могут уйти от конфликта.
Пострадал авторитет врачей и после того, как в обиход вошел термин «медицинская услуга», хотя во все времена врачевание считалось искусством.
Перечислять причины можно еще долго, но то, что врач все чаще вынужден защищаться, а не лечить пациентов, – сложившийся факт.
|