В противовес блоку фашистских агрессоров в лагере империализма постепенно начала складываться другая группировка держав во главе с Англией, Францией и США. Эти державы стремились сохранить доминирующее положение в мире, установленное в результате победы в первой мировой войне. Для того чтобы проложить гитлеровским агрессорам путь к советским границам, они готовы были принести в жертву фашистским агрессорам малые и средние страны Центральной и Восточной Европы.
Наиболее наглядно это проявилось в мюнхенском сговоре.
Все эти вопросы, как и многие другие, были подробно рассмотрены на состоявшихся в 1933—1935 гг. переговорах о Восточном пакте и советско-французском договоре о взаимной помощи. Переговоры о Восточном пакте, в частности, показали, насколько важно участие Польши в системе коллективной безопасности в Европе. Но позиция ее правящих кругов во главе с такими приверженцами сотрудничества с гитлеровской Германией, как Пилсудский и Бек, не могла не настораживать.
И хотя Восточный пакт обеспечивал безопасность Польши, ее правящие крути заняли отрицательную позицию относительно его заключения.
Страна возглавляла стерлинговый блок
Представители этого направления в английской историографии, как правило, игнорируют реальности положения Англии в капиталистическом мире 30х годов, ее лидирующую роль в ряде регионов, влияние в европейских делах. Между тем Великобритания выступала в те годы на международной арене как мировая держава с самой большой в мире колониальной империей, владения которой были раскиданы по всему свету, а сырьевые богатства практически неограниченны. Эта страна возглавляла стерлинговый блок — финансовую группировку, в которую наряду с доминионами (за исключением Канады) входили скандинавские государства, Португалия и лежащие далеко за океаном Аргентина, Бразилия и т. д. В период между двумя мировыми войнами вновь подтвердилась ленинская характеристика британского империализма как империализма колониального.
Вывоз капитала (всего за этот период Англия экспортировала его на сумму в 1,5 млрд. ф. ст. ) по-прежнему имел для британского империализма доминирующее значение.
|