Позиция общественности, ее активное сопротивление агрессору явились самым убедительным свидетельством отрицательного отношения народа к политическому курсу польских правящих кругов, его всеобщего осуждения. Своей решительной борьбой польский народ оказал большое влияние на народы Западной Европы, которые яснее представили себе грозящую им опасность, стали более активно выступать против мюнхенской, капитулянтской линии правящих классов своих стран. Сентябрьское поражение и оккупация страны гитлеровскими захватчиками не сломили морального духа народа и его решимости продолжать сопротивление.
Польский солдат не сложил оружия; он включился в борьбу на всех фронтах войны с фашизмом на суше, море и в воздухе. В освободительной войне его поддерживали патриотические силы общества, которые противопоставили оккупантам все доступные формы движения Сопротивления, включая боевые действия и партизанскую борьбу.
Жестокой гитлеровской политике истребления населения и террора польский народ с первого до последнего дня войны противопоставил бескомпромиссную борьбу за свободу.
Поможет ли СССР Чехословакии
Вечером 20 сентября президенту официально сообщили положительные ответы на два поставленных вопроса, а именно: «окажет ли СССР согласно договору немедленную и действенную помощь Чехословакии, если Франция останется ей верной и также окажет помощь», и «поможет ли СССР Чехословакии как член Лиги наций на основании ст. 16 и 17, если в случае нападения Германии Бенеш обратится в Совет Лиги наций с просьбой о применении упомянутых статей».
С целью оказания помощи Чехословакии в Советском Союзе уже были предприняты конкретные меры. Кроме частей и подразделений тылового обеспечения в полной боевой готовности находились 30 стрелковых и 10 кавалерийских дивизий, танковый корпус, а также 7 танковых, одна мотострелковая и 12 авиационных бригад. К тому же в конце сентября 1938 г. в Советской Армии оыли задержаны на действительной службе солдаты и младший командный состав, которым предстояло уйти в запас.
В вооруженные силы было призвано также приблизительно 330 тыс. резервистов.
В боевую готовность были приведены и войска «второго эшелона», насчитывающие 30 стрелковых и 6 кавалерийских дивизий, два танковых корпуса, 15 отдельных танковых бригад и 34 авиационные базы.
В это время реакционная печать, готовя почву для капитуляции перед фашизмом, писала об абсолютном одиночестве Чехословакии, тщетности любого сопротивления и т. п., подрывала решимость народа к защите своей родины.
|