В ходе очередного обсуждения политической обстановки в генеральном штабе 20 декабря 1918 г. К. Шлейхером была предложена долгосрочная программа трехступенчатого возрождения Германии: на первом этапе — политическая и идеологическая консолидация, на втором — оздоровление экономики; на третьем этапе — переход к активной внешней политике с целью восстановления положения великой европейской державы. По сути дела, концепция Шлейхера, зародившаяся в недрах бывшего кайзеровского Большого генерального штаба, оказалась прогнозом всей последующей внешней политики Веймарской республики.
Более отдаленную перспективу этот представитель германских милитаристских кругов видел в создании «Великой Германии» в Европе и последующем переходе к заморским завоеваниям.
В военных кругах Германии в период между Компье ном и Версалем развивались и другие внешнеполитические идеи, отличавшиеся от гренеровских как в сторону относительной умеренности14, так и экстремизма, но, в любом случае, связанные с повой фазой борьбы за мировое господство.
Политико-стратегические предпосылки
Опыт и уроки трагического сентября 1939 г., а также ход и итоги войны 1939—1945 гг. явились одним из главных предпосылок того, что ныне система обороны Народной Польши опирается на принципиально иные основы по сравнению с периодом межвоенных десятилетий. Политико-стратегические предпосылки обороноспособности социалистической страны вытекают из единства интересов народа и государства, необходимости обеспечения максимально благоприятных условий для мирного развития.
Разработанная под руководством партии социалистическая оборонная доктрина обеспечивает надлежащее выполнение вооруженными силами своих функций и задан по защите независимости и социализма.
Опыт сентября и всей мировой войны, а также опасность, вызванная агрессивной политикой реакционных сил и империалистических военно-промышленных комплексов в послевоенные годы, привели к необходимости обеспечения нашего суверенного национального существования не только с помощью мер по укреплению обороны, но и путем активной внешней политики на международной арене.
|