Три экономических кризиса, последовавших один за другим в капиталистических странах в период между двумя мировыми войнами, в особенности небывалый по глубине и силе кризис 1929—1933 гг., показали, что капитализм находится в стадии всеобщего кризиса. Господствующие классы многих империалистических государств стремились избавиться от кризиса путем милитаризации экономики, фашизации государственного аппарата, подавления революционного движения трудящихся в своей стране и в колониях, наращивания гонки вооружений и подготовки к новой мировой войне за передел рынков сбыта, сфер влияния. Вместе с тем империалистические державы наращивали свою военную мощь в ожидании удобного момента для уничтожения первого в мире социалистического государства с целью восстановления безраздельного господства капитализма во всем мире.
Во имя этих реакционных целей спустя два десятилетия после окончания первой мировой войны империалисты вновь разожгли мировой пожар, причинивший неисчислимые разрушения, бедствия и страдания народам.
Грандиозные перспективы
В 1980 г. —последнем году десятой пятилетки — СССР произвел 1295 млрд. кВт/ч электроэнергии, что более чем в 26 раз превысило уровень 1940 г., добыл 603 млн. т нефти и 716,4 млн. т угля (соответственно в 19 и 4,3 раза больше, чем в последнем довоенном году), многократно возросла выплавка стали и чугуна.
Неизмеримо повысились благосостояние советского народа, его культурный уровень. Грандиозные перспективы намечены в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981— 1985 годы и на период до 1990 года», одобренных XXVI съездом КПСС. С чувством законной гордости говоря об успехах в мирном экономическом строительстве, мы не хотим закрывать глаза на то, что уже сегодня могли бы, вероятно, иметь все, что планируем к 1990 г. Если бы не четыре года войны!
Если бы не напряженнейший восстановительный период, потребовавший огромных материальных, людских и финансовых ресурсов на ликвидацию ее последствий!
И в этом — тоже урок войны.
Ведь не только Советский Союз, все человечество далеко ушло бы вперед в решении своих глобальных проблем, если бы не трагическая невосполнимость потерь — результат безрассудной и преступной политики империалистических держав накануне войны.
|