О том, что межбюджетные отношения в России далеки от совершенства, не говорил только ленивый. Особенно остро это ощущают муниципалитеты, так как кусок бюджетного пирога им достается в последнюю очередь. Поэтому местное самоуправление использует все возможные рычаги, чтобы привлечь дополнительные финансовые ресурсы, донести свои проблемы до законодателей и предложить механизмы их решения.
Один из таких рычагов – Палата молодых законодателей в Совете Федерации, в которой состоит зампред омского горсовета Алексей Сокин, возглавляющий в ней комитет по региональной политике, местному самоуправлению и вопросам ЖКХ. Недавно 20 членов палаты из разных регионов страны встретились с председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко и обсудили с ней наболевшие проблемы. Во встрече принял участие и Алексей Сокин, которого мы попросили рассказать о поднятых им вопросах и реакции спикера верхней палаты российского парламента.
– Перед моей поездкой в Москву мы с мэром Омска Вячеславом Двораковским обсудили темы предстоящего разговора и сошлись на том, что на встрече с Матвиенко следует затронуть проблемы межбюджетных отношений и капитального ремонта так называемых «судебных» домов – тех, по которым есть решения судов о проведении капремонта за счет городского бюджета. Таких решений в Омске 640 на общую сумму 13,5 млрд рублей при бюджете города в 12,4 млрд рублей.
– То есть исполнить судебные решения абсолютно нереально…
– Конечно. Но и не исполнять нельзя, надо просто найти справедливый компромисс в финансировании. Мэрия, на мой взгляд, совершенно разумно предлагает пропорциональное финансирование. Приведу такой пример. Дом по 21-й Амурской, 2. Ему 60 лет, из которых 37 лет он был собственностью государства, около года – области, девять лет – муниципальной собственностью, а потом квартиры были приватизированы жильцами. Капремонт дома обошелся в 22 млн 282 тыс. рублей. Город подал иск в арбитражный суд с просьбой вернуть ему 17,6 миллиона из федеральной казны и где-то полмиллиона из областной, признавая свою долю затрат в сумме 4,2 млн рублей – пропорционально времени, в течение которого дом был в ведении соответствующих собственников. Арбитражный суд дважды подтвердил правоту требований мэрии Омска. Но для Минфина это создавало прецедент, за которым могла последовать волна исков, ведь в таком же положении находятся практически все города. Он подал кассационную жалобу в Западно-Сибирский арбитражный суд в Тюмени, и тот отменил решения омских судов. Но мы по-прежнему предлагаем именно такой, законодательно закрепленный выход из ситуации с «судебными» домами, иного пути, на мой взгляд, просто нет.
– Алексей Анатольевич, но это все же частный случай. Как быть с установлением более справедливых бюджетных отношений?
– Когда Вячеслав Викторович баллотировался на пост мэра, он при выдвижении от «Единой России» договорился, что партия поддержит предложенное им разделение налоговых доходов: 50% – федеральному бюджету, 30% – областному и 20% – городу. Не случилось. А сейчас наступил кризис, вызванный падением цен на нефть, санкциями, расходами на Сирию и обустройство Крыма и т.д. Решать этот вопрос стало сложнее.
– Да федеральный бюджет пусть свое получает, областной бы делился честнее. Ведь Омск – донор всего региона, здесь собирается львиная доля налогов, а городской казне достаются крохи.
– Из 136 млрд рублей, которые собираются в виде налогов в Омске, в городе остается лишь порядка шести миллиардов – 4,5%. Еще 6,4 млрд рублей поступает в виде трансфертов на социальные расходы. В беседе с Матвиенко я затронул эту тему. Так же нельзя жить – город и область единый организм, почему одной его половине перекрывают воздух? Омичи терпят-терпят, а потом начнут уезжать – в Тюмень, Екатеринбург, Питер, Москву. Что тогда делать?
– Какова же позиция председателя Совета Федерации?
– Вполне позитивная, она все понимает. Есть, говорит, решение о консолидированной группе налогоплательщиков, куда входит и Газпром. Их предприятия платят налог на прибыль в бюджет территории, на которой они расположены. Валентина Ивановна считала, что налог с прибыли Омского НПЗ остается в Омске, хотя это не совсем так. Дело в том, что, например, Межрегионгаз действительно перечисляет этот налог в областной бюджет, но его размер весьма невелик. С НПЗ ситуация другая: завод работает на процессинге, то есть отдает свою продукцию головной компании, которая ее и реализует, получая прибыль, а ОНПЗ имеет лишь незначительную надбавкув 3-5% на рентабельность, что и есть его прибыль. Таким образом ежегодно в Санкт-Петербург уходит 15 млрд рублей, а нашим городу и области достаются гораздо меньшие отчисления.
– Алексей Анатольевич, что еще, на ваш взгляд, могло бы предпринять правительство, чтобы как-то улучшить положение с бюджетом миллионного города?
– Считаю, что муниципалитетам, по крайней мере городам-миллионникам, надо предоставлять бюджетные кредиты со ставкой 0,1% на тех же условиях, что и регионам. С прошлого года муниципалитет может получить такой кредит, но не более 100 млн рублей и всего на 50 дней, тогда как для региона лимита по сумме практически нет, а срок погашения составляет до пяти лет.
В целом Валентина Матвиенко, повторю, позитивно отнеслась к разработанным поправкам по ремонту домов и предложениям. Касательно капремонта они будут вынесены на Совет законодателей Федерального собрания РФ, который состоится 18 февраля.
**
|