Бюджет на следующий год должен приниматься в декабре, но далеко не всегда эта процедура проходит гладко. В прошлом бывали случаи, когда из-за недобора голосов приходилось устраивать внеочередные заседания. На сей раз такие опасения тоже были. Еще на предыдущем пленарном заседании спикер ОГС Галина Горст намекнула коллегам: если 16 декабря бюджет не будет утвержден, придется собираться через неделю. Но избежать этой неприятной перспективы депутатам сегодня удалось.
Неделей раньше комитет по финансово-бюджетным вопросам рекомендовал принять бюджет Омска на 2016 год со следующими параметрами: доходы – 12,4 млрд рублей, расходы – 13,1 млрд. В сравнении это заметно меньше стартовых позиций бюджета-2015. У кого в здравом уме поднимется рука голосовать за бюджет будущего года, в котором Омску предстоит отмечать 300-летний юбилей, если он явно хуже бюджета текущего? Понятное дело, ни у кого, если не делать поправку на сложную финансово-экономическую ситуацию в государстве.
- Да, бюджет 2016 года более напряженный, чем действующий, но мы сделаем все, чтобы его исполнить, - заверила депутатский корпус заместитель мэра, директор департамента финансов и контроля Инна Парыгина.
- Меня смущает большой объем муниципального долга, он, увы, продолжает расти, - посетовал руководитель фракции «Справедливая Россия» в горсовете Игорь Антропенко.
- Есть такой момент, - согласилась Парыгина. – Мы рассчитываем получить федеральный, то есть не коммерческий, а бюджетный кредит для его уменьшения.
Депутат Николай Коломеец передал жалобы от своих избирателей, недовольных, и справедливо, тем, что финансовую нагрузку в виде повышения тарифов на проезд в общественном транспорте, в сфере ЖКХ и т.д. власти всегда взваливают на плечи населения.
- Что делать, - философски вздохнула главный финансист города, – так уж устроена власть. Она должна получать часть доходов именно за счет населения, чтобы могла функционировать в его же интересах.
Первый вице-спикер ОГС Василий Мамонтов спросил в лоб:
- Сколько средств из вышестоящих бюджетов можно ожидать в следующем году?
- Думаю, не менее 4-5 миллиардов рублей в виде различных субсидий от федерации и региона, - был ответ.
Глава фракции КП РФ Леонид Михайленко, следуя партийной традиции, предложил не голосовать за такой нищий бюджет:
- Ощущение такое, что завтра будет лучше, чем послезавтра. Администрация поработала над бюджетом, представила в срок – какие, дескать, претензии к процедуре? Принимайте! Но лучше всего отложить этот вопрос. В практике городского Совета, в третьем созыве, был прецедент, когда депутаты заблокировали принятие бюджета. И ничего – поработали, улучшили, городу добавили денег. Наша фракция не будет голосовать за бюджет разорения.
- Однако на всех профильных комитетах таких предложений не звучало… - осторожно заметила спикер горсовета Галина Горст. – Комитеты рекомендовали принять во втором чтении.
- Действительно, был такой случай с бюджетом в третьем созыве, - вспомнил Василий Мамонтов. – Тогда мэром должен был прийти Виктор Филиппович Шрейдер, и принятие бюджета отложили из-за того, что область подбросила городу 5 миллиардов рублей. Ну и что с того? Теперь такой номер не пройдет. Если мы сегодня за бюджет не проголосуем, субсидии, те самые 4-5 миллиардов, нам никто не даст.
Его поддержал руководитель «Единой России» в горсовете Николай Чираков:
- Поскольку профильные комитеты рекомендовали принять бюджет, не вижу оснований не поддержать его сейчас. Иначе и в самом деле не видать нам дополнительных трансфертов и субсидий. Мы недавно встречались с нашими партийными коллегами в Госдуме от Омска, договорились о поддержке в получении федерального кредита. Вопрос должен решиться положительно. Но для этого нужно иметь уже утвержденный бюджет.
Обсуждение судьбоносного вопроса, надо сказать, проходило вполне мирно, без уличений в ангажированности. В общем, как-то буднично. Все понимали – изменить что-то здесь и сейчас уже невозможно. Дополнительные доходы в муниципальную казну с неба не упадут. С осознанием этого фатального обстоятельства народные избранники приступили к голосованию, результаты которого оказались вполне предсказуемы: 23 – за, 11 – против, а один депутат просто не голосовал. Бывает.
Инна ПАРЫГИНА, заместитель мэра Омска:
– Я благодарна депутатам, что бюджет принят без проволочек. Предстоит большая совместная работа, которая позволит привлечь дополнительные средства вышестоящих бюджетов на реализацию наших планов. В том числе на реконструкцию дорожной сети, строительство новых детских садов, на различные организационные мероприятия в рамках юбилейных празднеств. Мы плотно взаимодействуем с депутатами Государственной думы. Ряд законодательных инициатив поступил в парламент от омских депутатов, они касаются изменений бюджетного и налогового законодательства, что позволит увеличить доходы всех муниципалитетов, а не только Омска. Кроме того, рассчитываем на реализацию идеи, предложенной омским депутатом Госдумы от «Единой России» Сергеем Александровичем Поповым в отношении того, чтобы бюджеты городов-миллионников были равнозначны с точки зрения получения бюджетных кредитов из Министерства финансов РФ. В этой связи мы подготовили обращение к депутатам Госдумы и рассчитываем на поддержку федерального Минфина в этом вопросе. Для администрации Омска положительное решение означало бы существенное облегчение кредитного бремени и, соответственно, расходов на обслуживание муниципального долга, составляющего сейчас 4 миллиарда рублей. Если 50% коммерческих кредитов банков будут замещены бюджетным кредитом федерального Минфина, мы выгадаем 150 миллионов рублей и тем самым сократим расходы на обслуживание муниципального долга. А эту сумму сможем направить на неотложные нужды города.
Василий МАМОНТОВ, первый вице-спикер городского Совета:
– По моим расчетам, в 2016 году мы можем получить из вышестоящих бюджетов около 6 миллиардов рублей в качестве дополнительных доходов. Если бы сегодня бюджет не приняли, в Москве с нами никто не стал бы разговаривать по поводу получения этих средств. Какие есть еще источники доходов? Хотя кадастровая стоимость земли понизилась, но, тем не менее, более 70 участков в центре города не используется. Их надо изымать, выставлять на торги и получать за них деньги в бюджет. Пока эти бесхозные земельные участки вращаются между какими-то людьми и организациями, которые перепродают их друг другу. Участки находятся в аренде, но по-прежнему принадлежат муниципалитету. Вот в чем дело. Поэтому власти города имеют все основания прекратить подобную практику и сами зарабатывать на продаже земель. И, конечно, не совсем правильно, когда городу из собственных налоговых доходов оставляют всего 4,5 процента. Еще пять лет назад было 10 процентов. В абсолютных цифрах в 2014 году, несмотря на потерю крупных налогоплательщиков, на территории Омска собрано 134 миллиарда рублей налогов, из них городу досталось 7,5 миллиарда. Разве это справедливо? Да, потом в виде трансфертов возвращают 4–5 миллиардов, но этого явно недостаточно. Мы должны добиваться справедливого распределения средств пользу города.
Галина ГОРСТ, спикер городского Совета:
– Можно ли считать бюджет на следующий год бюджетом разрушения или стагнации, как предлагают коммунисты? Как его ни назови, это бюджет города. Это как бюджет семьи, большой или маленький, но это бюджет, по которому нам предстоит жить. Бюджет 2015 года фракция КПРФ тоже называла бюджетом уничтожения, тем не менее за год мы построили новые детские сады, школы, стадионы, парки. Конечно, нам бы хотелось увидеть большую динамику в работе по благоустройству Омска, особенно накануне 300-летия. В то же время жители к юбилею города увидят обновленные объекты, например цирк с фонтаном перед ним и с благоустроенной территорией. Появится много новых объектов, о которых мы даже не мечтали. Депутаты отстояли в бюджете строку на ремонт тротуаров, пешеходных дорожек, дорог. Мы будем активно работать в этом направлении.
*
|