В рамках проекта «Национальный рейтинг» обнародованы результаты очередного исследования деятельности депутатов Госдумы РФ, по итогам которого народных избранников расставили по занятым местам. Исследование провел в мае, после праймериз «Единой России», Центр информационных коммуникаций «Рейтинг». Возглавил национальный рейтинг депутатов спикер Госдумы Сергей Нарышкин.
В «золотой сотне» четыре омских депутата Госдумы, среди которых лидирует представитель КПРФ Олег Смолин, занявший 46-е место - между Иосифом Кобзоном и Валентиной Терешковой. Смолин по сравнению с предыдущим рейтингом опустился на семь мест. Единоросс Сергей Попов на 50-м месте (+3), Ирина Роднина, которая выиграла праймериз в Московской области, на 65-й строчке рейтинга (+22). Еще один представитель КПРФ, Олег Денисенко, занял 83-е место (-1). А вот экс-мэр Омска Виктор Шрейдер, хоть и выиграл праймериз «Единой России», в «золотую сотню» не попал, заняв 108-е место.
*
Что стоит за шумихой вокруг омских дорог?
И надо же было такому случиться, что первый вопрос к Путину прозвучал из Омска. Тема – к бабке можно было не ходить – дороги. Оно, конечно, есть – дороги в Омске ни к черту. Но Владимир Владимирович, будучи ответственным за всё, что в России делается, чётко отметил: это повсюду так. И причину назвал: неправильно бюджетный каравай режем, надо бы федеральной казне с регионами поделиться, а тем про муниципалитеты не забывать.
Однако мастерам пера и эфира запала в душу лишь первая часть – сам вопрос и откуда он прозвучал. И пошло-поехало. Разве что какой-то ленивый телеканал не рассказал об омских дорогах и не попинал градоначальника за их состояние. На НТВ аж две новые программы на этом построили – одна напрямую губернатора с мэром лбами сталкивает, другая просто тратит время на то, чтобы бездарно постебаться над омской бедой.
Россияне же по всей стране удивляются: вот оно что, а мы-то думали, что хуже, чем у нас, нигде нет. А омичи головы ломают, куда бы уехать, чтобы по этим стиральным доскам машины не бить. Между тем выбор у них небольшой. Общероссийский народный фронт всю вторую половину прошлого года занимался изучением состояния дорог в городах родины, 117 больших и малых городов обследовал. Не поверите, Омск на 50-м месте оказался. Хорошо с дорогами в Тюмени, Саранске и Белгороде, в черном списке – Чита, Ульяновск, Махачкала, Якутск и Петропавловск-Камчатский. Столица наша белокаменная недалеко от Омска ушла – на 26-м месте, Санкт-Петербург – на 20-м. «Фронтовики» - народ не ангажированный, не верить им оснований нет. Но кто об этом рейтинге знает, если со всех телеканалов несется одно слово – "Омск"?
Причина же никудышного состояния дорог у всех городов одна – нет у них денег. И не то чтобы их взять неоткуда, просто межбюджетные отношения так построены. Все налоговые поступления, из которых формируется дорожный фонд, оседают в казне регионов, хотя собираются в основном в их центрах. Омский НПЗ, например, платит в областной бюджет с акцизов 3,5 миллиарда, с транспортного налога, 75% плательщиков которого горожане, область получает 1,25 млрд рублей, а в дорожный фонд города из этих сумм перепадает лишь 50 миллионов – почти в сто раз меньше.
При этом, чтобы привести дороги Омска в нормальное состояние, надо минимум 8 млрд рублей, еще столько же необходимо для прокладки ливневой канализации, которая почти не строилась еще в советские годы (ливневку имеет лишь четверть всех городских дорог) и без которой дороги неминуемо очень быстро снова станут убитыми. 16 миллиардов – это годовой бюджет города, все его расходы на зарплаты, благоустройство, инвестпрограммы и т.д.
Трансферты из федерального бюджета идут через областной, потому у губернатора всегда есть возможность держать мэра на коротком поводке. Предшественник нынешнего главы региона, например, с подозрением относившийся ко всем мэрам Омска, в том числе и им самим назначенным, использовал это на полную катушку. Нынешний губернатор тоже вроде не прочь перевести стрелки, только страдает от этого весь миллионный город.
В затеянной СМИ свистопляске нельзя не видеть и другую составляющую – на носу юбилей города. Кто в глазах населения отвечает за его проведение? Градоначальник. И побоку, что федеральный бюджет урезал все юбилейные программы и проекты, что областные ведомства недоработали массу необходимых для получения финансирования из центра документов. Есть на кого свалить за все это вину, и хорошо – те, кто повыше, в стороне окажутся.
Не исключена и еще одна причина столь явного и целенаправленного наезда на мэра – экономическая. Активы города, то же «Омскэлектро», многим не дают покоя. Здесь мэр, старающийся удержать их в муниципальной собственности, чтобы сохранить рабочие места и те небольшие доходы, которые имеет от активов городской бюджет, не нужен, надо сменить его на такого, который бы «грамотно» этим добром распорядился. А значит, ату его, нынешнего, тем паче и повод есть – дороги. Вот и довели его до президента, а СМИ дружно подхватили и растиражировали на всю страну.
Омский мэр не привык жаловаться на обстоятельства, он добросовестно старается работать в существующих условиях, но сегодня они объективно не позволяют ему добиться желаемого. Поэтому гораздо эффективнее было бы не клеймить градоначальника на всех углах, а создать ему условия для продуктивной работы. Эффективнее не для мэра – для всех жителей миллионного Омска.
**
|