Сначала никто толком не знал, как и что делать, затем операторы ТО и страховщики начали жаловаться на нехватку талонов. Следующей сложностью стала недобросовестность аккредитованных пунктов технического осмотра.
А в середине января разразился скандал, связанный с компанией «Росгосстрах». Некоторые участники рынка стали жаловаться на то, что крупнейший страховщик выдает полисы и талоны техосмотра без какого-либо осмотра автомобиля. Это, по мнению жалующихся, дискредитирует сам принцип техосмотра.
В большинстве регионов жалуются также на некоего оператора (ЗАО «Техосмотр»), который получил аккредитацию в РСА (Российский союз автостраховщиков) буквально в первый день начала работы по новым правилам. Однако на пункте техосмотра нет диагностической линии, а по этому адресу находится офис одной из крупнейших страховых компаний.
Поэтому большинство вопросов на прошедшей 18 января видеоконференции с участием руководства Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения, Российского союза автостраховщиков, а также представителей Минтранса касались именно того, как поступать в таких случаях и каким образом это можно контролировать. А через два дня после видеоконференции глава РСА Павел Бунин подал заявление об отставке.
Чуть позже ситуацию с выдачей талонов прояснил глава Группы компаний «Росгосстрах» Данил Хачатуров. Он сообщил, что РГС заключил более 260 партнерских соглашений с операторами ТО и планирует их увеличивать. В рамках достигнутых с партнерами договоренностей «Росгосстрах» получает от операторов ТО бланки талонов и выполняет предварительную документарную работу, оформляет договоры, квитанции на оплату, а также частично заполняет бланки ТО для тех клиентов, которые изъявили желание пройти диагностику у одного из партнеров компании. При этом клиент ставит свою подпись под обязательством пройти диагностику у аккредитованного в РСА оператора до указанного срока вступления в силу полиса ОСАГО.
Таким образом, выдаваемый клиенту бланк талона ТО является предзаполненным бланком, что позволяет существенно сократить время прохождения осмотра для клиента. За подобное предоформление до недавнего времени в ПИКах взималась дополнительная плата.
По сути, «Росгосстрах» перекладывает ответственность за прохождение ТО на владельца транспортного средства (согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статья 16, часть 2 «…обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства…»).
«Я направил главе Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Дмитрию Панкину письмо с просьбой провести проверку нашей модели, чтобы подтвердить ее правомерность и выработать необходимые рекомендации для ее корректировки в случае необходимости», - отметил Данил Хачатуров. По его словам, модель, которую сейчас применяет «Росгосстрах», является временной. В ближайшие несколько месяцев число операторов техосмотра будет стремительно расти, и к концу года необходимость в существующей модели отпадет.
ВЗДЕТ И ПАДЕНИЕ JAGUAR XJ-220
Взлет и падение Jaguar XJ-220
Авторская рубрика Александра ЯШКЕВИЧА
Нужен приемник
Зенит славы марки Jaguar пришелся на 50-60-е годы. И, в первую очередь, благодаря спортивным машинам, среди которых и легендарный «Е- тип», околдовавший мир в 1961 году. Но к середине семидесятых годов модель «Е» выглядела уже устаревшей и нуждалась в преемнике. Им стала модель XJS с фантастическим V-образным двенадцатицилиндровым двигателем мощностью 311 л.с. и безупречными ходовыми качествами.
Однако дизайн автомобиля, его стиль не нравился почти никому. Модель «XJS» (1975 год) потеряла то магическое притяжение, которое сделало автомобили модели «Е» поистине великими. Традиционалисты критиковали ее прежде всего за потерю преемственности. Тем не менее автомобиль ассоциировался с роскошью и комфортом, и, бесспорно, с престижем марки «Ягуар» как «очень английского автомобиля», а вот былой спортивный дух на-
чал предаваться забвению...
Рождение мечты
Как-то в конце 1984 года, на праздновании Рождества, главный инженер компании «Ягуар» Джим Рэндл (Jim Rande) сказал, что давно мечтает создать суперавтомобиль, который превзошел бы лучшие модели мира. Действительно, автомобиль с таким именем «Ягуар» просто обязан был стать «хищником» асфальтовой саванны, побеждающий всех и вся. В автомобильном мире есть легенда, что модель «Ягуара» XK-120 была впервые нарисована на тыльной стороне сигаретной пачки тремя инженерами в годы второй мировой войны, сидевшими на крыше цеха во время воздушной тревоги. А цифру 120 добавили из-за ожидаемой скорости машины – 120 миль/час. Вот и Джим Рендл поставил цифру 220 в обозначение: XJ220.
Британский суперавтомобиль должен был составить конкуренцию экс-прессивным итальянцам из Lamborghini и Ferrari - ведь 220 миль/час – это целых 353 км/час! Фантазия Джима рисовала обтекаемое тело, прижатое к земле, с мотором V12 и трансмиссией 4WD – таким должен был быть «суперягуар»!
Тайное стало явным
Собрав команду из двенадцати инженеров и дизайнеров, Рендл приступил к проекту. Самое интересное заключалось в том, что работа велась в тайне от высшего руководства компании. Рендл не хотел раздражать боссов дорогостоящим проектом – фирма и без того испытывала финансовые затруднения.
Поэтому разработчики собирались по субботам в инженерном отделе «Ягуара», в свободное от основной работы время, и самозабвенно проектировали первый британский суперкар.
Долгое время руководство «Ягуара» даже и не подозревало об инициативе своего главного инженера и о «субботнем клубе», как называли место своей работы по выходным сами энтузиасты. Проект вылился в модель Jaguar XJ220, увидев которую, руководство воспылало не меньшим энтузиазмом. В результате на автошоу в Бирмингеме в 1988 году появилась новая модель Jaguar XJ220, но уже не как детище группы, а как официальный автомобиль компании. «Суперягуар» появился явно ко времени – он стал ответом компании на новейшие суперавтомобили Porcshe 959 и Ferrari F-40, разработанные на базе спортивных моделей.
Впереди серийный выпуск
Опытный образец XJ220 показался многообещающим: и дизайн, и внутреннее содержание встретили восторженный прием публики. Руководство компании решило начать его серийный выпуск.
Элегантная форма кузова двухместного XJ220 несколько напоминала, особенно в передней части, автомобили Jaguar типа С, Д и Е. Фирма отказалась от углепластика (дороговато будет!) в пользу алюминиево-магниевого сплава для изготовления пространственного каркаса и внешних панелей кузова. Панели для увеличения прочности прокатывались вручную (!) и склеивались, к каркасу же крепились болтами. Аэродинамике кузова было уделено большое внимание: заднее антикрыло, регулируемое с места водителя и прижимающее машину к дороге; сплошной обтекаемый низ кузова с плоским днищем, создающий «граунд-эффект»; выверенные спойлеры и воздухозаборники на боковинах с наименьшим сопротивлением потоку воздуха.
Самый мощный мотор
На прототипе устанавливался V-образный двенадцатицилиндровый двигатель рабочим объемом 6,2 литра, мощностью 450 л. с. Как заявляла компания «Ягуар» – самый мощный из всех выпускаемых в мире для легковых автомобилей. Двигатель этот вообще-то перекочевал с гоночного Jaguar-TWR для многочасовых гонок, но был дефорсирован с 500 л. с. для увеличения ресурса. Каждая головка блока с четырьмя клапанами на цилиндр имела по два верхних распределительных вала.
И еще одна характерная особенность – применение двенадцати отдельных катушек зажигания. Массивный двигатель Jaguar располагался в базе продольно, перед задним мостом, а коробка передач стояла позади главной передачи. Поскольку двигатель и карданная передача располагались вдоль продольной оси, обеспечивалось более точное распределение массы по бортам автомобиля. Оригинальной компоновочной находкой являлось то, что карданная передача на передний мост проходила через развал V-образного блока цилиндров, а оба дифференциала «перевернуты вверх днищем». Компания Jaguar даже запатентовала это конструктивное решение.
Создан для гонок
Раздаточная коробка располагалась за двигателем. Межосевой дифференциал с вязкостной муфтой распределял 30% крутящего момента на передний мост и 70% – на задний. Каждая ось имела еще по одной вязкостной муфте. Для надежной работы коробки передач (она передавала сумасшедший крутящий момент - до 600 Н-м) ее оснастили собственным масляным насосом, приводимым от коленвала двигателя. На конструкцию подвески XJ-220 и ее технические характеристики оказали большое влияние требования к гоночным автомобилям – ведь на прототипе стояли узлы и компоненты шасси гоночного Jaguar-TWR. Но, кроме того, разработчики стремились улучшить управляемость и плавность хода, для чего был обеспечен 152 мм ход подвески каждого колеса. Подвеска передних и задних колес – на обычных двойных треугольных рычагах, сзади – со сдвоенными горизонтальными пружинами. В дальнейшем планировалось сделать и задние колеса управляемыми, а также поставить амортизаторы переменной жесткости с электронным управлением. Таким был прототип XJ-220.
Запущен в производство
Спустя три года началось штучное производство двухместного купе. Для производства «суперягуара» проект передали отделению JaguarSport, изготовлявшему спортивные XJR9. Это совместное предприятие в Блоксхаме, созданное вместе с компанией TWR (Tom WalkinShaw Racing), возглавлял сам достославный Том Уокиншоу, владелец «конюшни» Arrows. Наряду с гоночными машинами TWR, на новом предприятии, оборудованном по последнему слову техники, собирались выпускать очень ограниченное число моделей XJ-220 стоимостью около 700000 долларов. Будущие владельцы с нетерпением потирали руки – наконец-то появится британский Lamborghini – скорость суперкара должна была перевалить далеко за 300 км/час!
Планы изменились
Гром грянул, откуда не ждали: финансовые возможности фирмы просто не позволяли использовать мотор V12 и полный привод. Вдруг оказалось, что двигатель V12 громоздкий и тяжелый, да и вообще староват: он был разработан еще в 60-х годах.
Так что в серию пошел заднеприводный автомобиль с совсем другим двигателем – V6 объемом 3,5 литра. Сам по себе мотор был очень неплох – разработанный на базе гоночного, он имел четыре распредвала, двойной впрыск топлива, двойной турбоподдув, четыре клапана на цилиндр и систему смазки с сухим картером. А главное, мощность его составляла 500 л. с.! Применение двигателя меньшего объема означало уменьшение длины автомобиля на целых 25 см и, соответственно, снижение массы машины. Но что это по сравнению с моральными потерями поклонников суперкара от утраты конфигурации V12! Хотя внушительный вид и чудовищные пропорции (длина 4,8 метра при ширине около 2 метров и высоте чуть более метра) все же подтверждали – это действительно «супер».
Быстрее нет!
XJ-220 отвезли на испытательную высокоскоростную трассу фирмы «Файрстоун» в США. Там он показал 213 миль в час. Но даже на этой скорости автомобиль, казалось, обгонял круги, которые описывал по треку. Машина явно была способна на большее. В конце концов, XJ-220 достиг своего максимума – 217 миль в час, что было чуть меньше гордо заявленной в обозначении цифры – 220. Но ведь и 217 миль впечатляли – почти 350 км/час!
На тот момент модель Jaguar XJ-220 была признана самой скоростной в мире из всех автомобилей городского типа. Феноменальные динамические характеристики – разгон с 0 до 96 км/час за 3,5 секунды – были сродни формульным. На больших скоростях автомобиль наглядно демонстрировал свои кошачьи способности: идеально держался на дороге и обладал безукоризненно сбалансированной аэродинамикой.
Машина прошла также и множество краш-тестов, блестяще подтвердив свою высокую безопасность.
Начало краха
Jaguar XJ-220 должны были продаваться по тому же принципу, что и «Порше-959» и «Феррари Ф-40» – частные заказы с оплатой через депозит, ограниченный выпуск, сборка на заказ с соблюдением высочайшего качества. Планировалось выпустить 350 автомобилей по цене 678000 долларов. Вначале заказы посыпались, как из рога изобилия, но в первой половине 90-х рынок экзотических моделей потерпел крах. Многие покупатели отказались оплатить свои машины.
Нежелание лиц, заранее подавших заявки и частично их оплативших, выкупать свои «суперы», вы-звало возмущение в фирме Jaguar Cars Ltd. Компания заявила о своем праве подать в суд на клиента, если тот откажется от своих обязательств в момент уже начавшейся сборки. Какой уж тут «суперкар»! Модель XJ-220 сразу же оказалась выброшенной из списка самых желанных авто.
282-го не будет
Конец этой истории весьма печальный: компания была вынуждена через суд заставлять клиентов выкупать автомобили. Оставшиеся невыкупленными выставили на продажу по цене вдвое ниже первоначальной – и все равно их не брали. Все сразу вдруг «вспомнили» и о завышенной максимальной скорости, и о не очень высоком качестве машины, и о шести цилиндрах вместо двенадцати...
В результате только 281 автомобиль Jaguar XJ-220 покинул заводские ворота, и в 1994 году производство спешно свернули.
Сейчас-то эти автомобили, конечно, разошлись по всему миру и тешат своих владельцев грустной историей несостоявшегося суперкара, которая так хорошо начиналась.
В тему
Признан худшим автомобилем
Выбрать лучший автомобиль ушедшего столетия – задача не из легких. Но члены жюри всемирного конкурса Car of the century, как известно, с ней справились блестяще. А вот провести другой конкурс – на худший автомобиль века – отважились, пожалуй, только некоторые национальные издания – политкорректность, понимаешь.
Конечно, говорить здесь надо не об отдельных мелких неудачах – «сырых» машин на протяжении всей истории автомобилестроения хватало с лихвой, а о проектах со всеми составляющими этого понятия – маркетингом, дизайном, производством и, конечно, самими серийными машинами.
Проведя специальное исследование, Британский национальный музей признал худшим автомобилем ушедшего столетия Jaguar XJ220. При оценке машины учитывались, прежде всего, качество изготовления, дизайн и степень надежности. Jaguar XJ220 - первый британский суперкар, в конце восьмидесятых самый скоростной автомобиль среди легковых в мире. Дизайн машины может кому-то и не нравится, но ничуть не хуже любого из Ferrari или Lamborghini. Степень надежности? Три XJ220 стартовали в новом классе GT в Ле-Мане (1993 год). Два автомобиля сошли с дистанции, но один XJ220 пришел первым в своем классе. Заметьте, это 24-часовая гонка, где машина круглые сутки будет гнать на предельной скорости в режиме нон-стоп, чтобы первой пересечь финишную линию. Где, как не на этой гонке, можно проверить надежность автомобиля? Но через две недели Jaguar XJ220 был дисквалифицирован за нарушение технического регламента. Может, это и повлияло на столь уничтожительную оценку автомобиля? И да, и нет.
|