В системе питания дизельного агрегата топливный насос высокого давления (ТНВД) занимает одно из важнейших мест. Изначально этот узел, сконструированный Робертом Бошем, предназначался только для дизелей, но сейчас его можно встретить и в составе бензиновых агрегатов особой конструкции. Сейчас без него не обходится ни один дизельный двигатель. Особой популярностью среди техников, инженеров и водителей пользуются ТНВД Bosch — при доступных ценах эти узлы отличаются от конкурентов крайне высокой надёжностью, долговечностью и производительностью.
Для чего дизелю нужен ТНВД
Многие специалисты образно сравнивают ТНВД с человеческим сердцем, прокачивающим кровь по сосудам. Сравнение вполне корректное: в роли крови в данном случае выступает дизтопливо, а сосуды — это система питания. Но транспортировкой солярки дело не ограничивается. Насос выполняет ещё несколько важных функций:
- Точно дозирует подачу топлива. Размер «дозы» зависит от необходимой мощности и имеющейся нагрузки.
- Нагнетает отмеренную долю горючего на форсунки с распылителями.
- Создаёт высокое давление. Это актуально для корректного распыления поданного топлива.
- Устанавливает правильный момент впрыска.
ТНВД, если сравнивать его с привычным карбюратором, имеет немало привлекательных особенностей. Самая яркая — уже упомянутая возможность отмерить нужную долю топлива при полном соответствии с нагрузкой. При увеличении оборотов коленвала порции увеличиваются. Этому способствует всережимный регулятор, работа которого связана с действиями оператора, нажимающего на педаль газа. С понижением мощности порции становятся меньше.
Дизельные двигатели испытывают значительные нагрузки. Высокое давление, под которым к цилиндрам подаётся дизтопливо, обеспечивает в этих условиях полное сгорание топливно-воздушной смеси и повышение КПД мотора. Иными словами, использование ТНВД снижает расход горючего и благоприятно сказывается на стабильности работы дизеля, особенно на холостом ходу.
Как работает ТНВД в дизеле
Функционирование ТНВД немного схоже с двухтактным ДВС. Расположенные на кулачковом вале, связанном с коленвалом, кулачки оказывают давление на толкатели плунжера, которые из-за этого перемещается вдоль цилиндра узла. Это вызывает повышение давления до нужного значения. При этом нагнетательные клапаны открываются, а топливо идёт к форсункам под нужным давлением. Дизтопливо впрыскивается в камеры сгорания в нужный момент с небольшим опережением. Это обеспечивает центробежная муфта.
Современные ТНВД содержат электронную «начинку», управляющую работой узла. Такой узел способен максимально быстро среагировать на самые незначительные изменения в динамике, повышает экономичность силового агрегата и увеличивает показатели стабильности работы на холостом ходу.
|